Дмитрий Григорьев: Я одет лучше, чем мои потенциальные заказчики

Кублог пообщался с гитаристом и композитором Дмитрием Григорьевым, который зарабатывает в том числе уличными выступлениями.

Обычно музыканты скрывают, что играют на улице. А ты гордишься?

Не все скрывают. Я несколько лет участвую в московском проекте «Музыка в метро». В нем заняты профессионалы высокого класса, в том числе джазовые, академические, и многие стремятся попасть в проект.

Просто в этом проекте есть конкурсный отбор. Думаю, это влияет.

Да, туда берут не всех. Но большинство людей, которые идут в метро мимо музыкантов, не знают, что исполнители прошли отбор.
Вообще, я называю себя не уличным, а парковым музыкантом. В Краснодаре я играю в парке все лето. Мое любимое место - у памятника Екатерине.

Это Екатерининский сквер. В таком случае ты - скверный музыкант, а не парковый.

Ты меня спустила с небес на землю.

Почему ты выбрал именно это место?

Лето я обычно провожу в Краснодаре, и как-то в середине лета у меня внезапно кончились деньги. А работа у меня вся - гастроли, концерты, ученики - в Москве, и не летом. В Краснодаре я живу на сбережения. И вот оказалось, что денег нет. Тогда я вспомнил, что мне подарили комбик. Это усилитель на батарейках для гитары. Я взял гитару с подключкой, комбик и сначала пошел в Городской сад, попробовал там играть, посидел у Триумфальной арки на Красной, на мосту Поцелуев. И везде как-то не то, люди на меня не обращают внимания. Наконец я пришел в этот сквер у памятника, сел на скамейку, стал играть, и понял, что это мой парк. Там красиво, и можно правильно расположиться по отношению к публике. Я играю с восьми - девяти вечера. В выходные люди гуляют до полуночи. В этом сквере нет суеты, люди прогуливаются, сидят на скамейках или на тротуаре напротив меня. Весь парк слушает. Иногда аплодируют. Иногда мы обмениваемся со слушателями контактами, и мне устраивают небольшие концерты в кафе. Этим летом было семь таких концертов. Небольших. На 10-15 человек. Прямо для каждого играешь. А в парке это просто чудо.

Что ты исполняешь?

Я играю только свою музыку. Не все это понимают. Некоторые подходят и просят, спой что-нибудь красивое. У меня нет микрофона, и вообще я не пою. Обычно я говорю, что не играю на заказ. Некоторые говорят: полтос плачу! Я вежливо их посылаю. Меня обычно спасает то, что я одет лучше, чем мои потенциальные заказчики, и гитара у меня дорогая. В московском метро, кстати, некоторые музыканты выступают в порванных башмаках и с пакетиком из «Магнита». Они считают, что людям так их жальче и больше кинут. Я хочу, чтобы люди кидали деньги от восхищения.

Какая у тебя гитара?

Сайлент-гитара. В Москве сложно ей удивить, а в Краснодаре кто-то просит сфотографироваться со мной и моей гитарой. Некоторые говорят: дай я сыграю, не бойся, я умею. Но я не даю.

Были необычные реакции от публики?

Иногда букет цветов кладут, коробку конфет. Недавно в парке ко мне подошел парень, предложил сыграть у него на свадьбе. Я согласился. Это было выездное венчание: протестантский пастор, арка на лужайке, гости в черно-белом, никакого алкоголя. В то время, когда молодые клялись друг другу в верности, я играл свою музыку. Испытал трепет. Помимо денег и обеда я заслужил похвалу жениха, невесты и их родителей.

В другой раз я познакомился с певицей Кети Шубитидзе. Она живет в одном из домов рядом с моим парком. Сначала её дети слушали меня из окон. Потом она стала приходить в сквер, посетила мой концерт. Кети окончила Минскую консерваторию, она певица, выступает в кавер-группах. В результате мы сделали программу на двоих, я ей помог воплотить её мечту - исполнять свои песни.

Сколько ты зарабатываешь за вечер?

Это как рыбалка. Например, в воскресенье 25 сентября я заработал две тысячи рублей. Лучше всего получалось в июне: было и три, и четыре тысячи за вечер. А иногда всего 400 рублей. У меня на ленточке написан номер моего телефона, многие переводят.

Когда мне бросают тысячу одной бумажкой, это не часто, но бывает такое, я прихожу домой и говорю жене: я сегодня лауреат. Я считаю, тысяча - это высокая оценка.

Недавно я стал лауреатом реального международного конкурса гитарных композиторов. Честно говоря, меня не очень впечатлило, там денежной премии нет, прислали грамоту. Как бы мне все равно, если честно. Приятно, но никакой роли не играет. А вот играешь ты в парке: играешь, играешь, полчаса прошло, два рубля кинули, десять рублей, я начинаю хуже играть. Художник все-таки очень чувствителен. Я начинаю думать, что плохо играю, что моя музыка не интересна. А потом какой-то слушатель бросает тысячу. И сразу пальцы побежали, музыка полилась, такие оттенки, все переливается.

Как-то я заметил, что третий или четвертый раз меня приходит послушать какой-то человек. Подошел познакомиться. Оказалось, это известный контрабасист Николай Яковлев, он играет с ведущими джазменами на фестивалях. Скромнейший человек. Он сказал, что у меня хорошо гитара настроена, и музыка ему понравилась. Мы с Николаем уже ряд концертов дали в Краснодаре. В Москве, благодаря моим выступлениям в метро ,у меня так же появились два творческих друга - виолончелист Анджело Торрес и певица Анастасия Добровольская.

Ты помнишь каждого, кто тебе бросил тысячу?

Как раз не запоминаю. В общем, регулярно поступают какие-то творческие предложения: сыграть на выставке, сыграть вместе. Один таджик как-то спросил, нет ли у меня бубна, хотел мне подыграть.

Ты хочешь сказать, по результатам концертов и гастролей ты получал меньше подобных предложений?

Да. В проекте «Бард-вагон» я объездил всю страну несколько раз. Мне кажется, я был во всех филармониях страны. Но там я играл в составе аккомпаниаторов, не имел возможности исполнять свою музыку.

Сейчас я принципиально нацелен на то, чтобы играть свои произведения. Потому что на все должна найтись своя публика. Но где показать свое творчество, если это не классическая музыка, не джаз, не рок, не фолк?

Когда я играю в парке, ко мне подходят именно те люди, которым интересно слушать мои музыкальные пьесы. Некоторые начинают танцевать, я даже жалею, что у меня нет камеры гоу-про на голове. Я бы записал. Большинство этих людей никогда бы не услышали мою музыку, если бы не парк, я их как пылесосом втягиваю в свою историю.

Часто потребители искусства - это замкнутые общества. Иду, например, на концерт известного гитариста в консерваторию и вижу, что публика - тоже все гитаристы, их жены, дети, ученики. Получается, что гитарист играет для гитаристов. Мне хочется играть для всех.

Тебе не кажется странным, что вот мы говорим про лирику, а вообще-то сейчас идет мобилизация?

Мне дают сил жить песни Окуджавы. А после 24.02 жить и играть стало трудно.

Беседовала Анна Пчелина

3 лайка