Как построить глэмпинг в формате домиков на деревьях за 5 млн рублей

Евгений Харченко, открывший в 2022 году глэмпинг «Скворечник» в Абинском районе, рассказал Кублогу об идее проекта, бюджетах на стройку и спросе на услуги.

О Евгении Харченко

34 года. Родился в Краснодаре, вырос в станице Елизаветинской.

В 2010 году окончил КубГУ, специалист по связям с общественностью.

В 2018 году получил второе образование в Кубанском государственном аграрном университет по специальности «инженер-строитель». Есть свой строительный бизнес.

В 2020 году начал строить в хуторе Богдасарове (Краснодарский край, Абинский район) глэмпинг «Скворечник». Открыл его в 2022 году.

Америка нам поможет

Во время учебы в КубГУ по программе Work and Travel я на четыре месяца ездил на стажировку в США. Правда, остаться на учебу там не получилось, зато получилось поработать в сфере строительства: я строил каркасные дома. Этот опыт мне в дальнейшем очень пригодился.

По первому образованию, то есть специалистом по связям с общественностью я отработал год и ушел в строительство – возводить кирпичные и каркасно-щитовые дома.

Проработав так несколько лет, понял, что не хватает знаний, и получил второе образование инженера-строителя.

Так что к тому времени, когда я задумался о создании туристического места в хуторе Богдасарове, у меня уже десять лет как был свой строительный бизнес.

Дача и диверсификация

В 2017 году я искал заказчику участок под строительство в Богдасарове под Абинском. Было условие, чтобы участок находился рядом с рекой. Я нашел такой, но территориально он был расположен ближе к реке, чем хотел заказчик.

Однако мне самому очень понравился хутор, и я купил здесь два участка, стоящие рядом. Всего 80 соток где-то за 900 тысяч рублей. Решил обосновать здесь место для личного отдыха.

Я поставил на своем участке дом и гостевой домик для друзей. Друзья стали мне советовать построить второй гостевой дом и сдавать его приезжающим. Но я не хотел пускать к себе посторонних людей и решил здесь же, в Богдасарове, построить туристический бизнес на другом участке.

Диверсифицировать таким образом доходы и вложения.

Но я не хотел делать типичную базу отдыха. А как сделать по-другому – не знал.

В 2020 году от знакомых я узнал об Ассоциации глэмпингов России. Для меня на тот момент это было что-то новое. И как раз то, что мне надо.

Мои сотки

В сентябре того же 2020 года через участок от моей дачи продавался другой участок – самый крайний в этом хуторе. Площадь – 26 соток.

У него было несколько плюсов: он находился в отдалении от населенного пункта, с двух сторон граничил с полем, с одной стороны – небольшим лесным массивом и выходил к реке. Идеальное расположение для туристического места. Плюс еще одно преимущество: все основные коммуникации были рядом. Я купил его.

Но площадь участка была небольшой, я обратился в администрацию поселения, и мне дорезали его до максимально разрешенной – 40 соток.

Сам участок я купил у частника за 300 тысяч рублей, а за дорезку отдал 5 000 рублей (муниципальная земля оценивается по кадастру очень дешево), потом оформил право собственности.

Мой сенсей

Октябрь 2020 года. Мне попалось в интернете объявление, что краснодарская «Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых» проводит набор слушателей на бесплатный двухмесячный курс «Наставничество». Я записался на курс.

Мне повезло попасть к крутому наставнику – Андрею Сараину. У него свое бюро бухгалтерского аудита в Краснодаре. Андрей помог мне довести до ума и структурировать концепцию моего бизнеса, провести предварительное маркетинговое исследование, создать рабочую версию сайта моего будущего глэмпинга, сформировать коммерческое предложение для клиентов. Благодаря ему моя идея сформировалась в четкий бизнес-план.

Нейминг

Есть несколько типов глэмпинга: тенты, типи, купола, вагончики, юрты и так далее. Но я подумал, что, если я сделаю что-то подобное, местному рынку это надоест через пару лет.

Я хотел создать свой формат, не похожий на другие, и совместить это с форматом домика на деревьях. Так родилась идея построить домики в виде скворечников.

Поначалу идея назвать глэмпинг «Скворечником» мне показалась слишком избитой. Но когда я начал искать в интернете глэмпинги с подобным названием в России, то не нашел таких.

Есть еще одна история, окончательно убедившая меня, что «Скворечник» – это правильный нейминг. Года четыре назад я делал в своем доме межэтажную лестницу, и осталось много кусков фанеры нестандартного размера и формы: в виде ромбов, треугольников, параллепипедов. За два дня я сделал из них больше 50 скворечников.

У себя на странице (в соцсети, признанной экстремисткой, – ред.) я разместил пост с просьбой помочь мне их раскрасить. И предложил взять всем желающим по два скворечника: один раскрасить для себя, другой – для меня. Я не ожидал, что будет такой отклик: через два дня у меня было 26 скворечников, раскрашенных моими друзьями.

Позднее я развесил эти скворечники на своем участке. И зимой, когда ты заходишь в пустой лес, они очень радуют глаз. Как будто каждый раз ты смотришь на своих друзей. Сегодня в скворечниках живут и скворцы, и другие птицы.

В том, что люди делятся своими эмоциями, энергией, я увидел большую созидательную силу, и решил, что в своем глэмпинге я обязательно буду проводить мастер-классы по изготовлению скворечников.

Мусор и колючки

Участок изначально был в загаженном состоянии: местные жители устроили на нем стихийную свалку – свозили туда мусор и сжигали его. Я и два моих рабочих вывезли 2,5 тонны мусора: стекло, ржавые банки, банки из-под краски, даже патроны находили.

Когда мы только начали заниматься этим проектом, один подсобный рабочий получал 1 000 рублей в день (новенький), другой, с кем мы уже много лет работали на других строительных объектах, – 1 200 рублей в день. К моменту завершения строительства глэмпинга оба получали 2 000 рублей в день. Позже один рабочий ушел, а со вторым мы так и продолжаем работать.

На самом участке был небольшой лесок, и на 80 % он состоял из дикой акации. Я изначально предполагал сделать туристическое место в формате семейного отдыха. На высоте 3 м поставить домики на деревьях, объединить их между собой подвесными деревянными дорожками. Но как это сделать, если у дикой акции колючки до 30 см длиной?

Вырубить деревья полностью тоже нельзя – участок останется без тени, ну и вообще это неблагородно по отношению к природе. Так что деревья оставили.

С участка убрали сухостой, срубили сухие ветки и придумали, как закрыть стволы деревьев. Я заказал огромные металлические цилиндры, их мы обшили сеткой, покрасили, поставили на бордюр из крымского ракушечника и к каждому дереву подвели снизу прожектор. Первый сезон прошел – никто не укололся шипами.

Сами домики решили расположить на высоте 1,5 м над землей на невысоких сваях. Скворечники соединены между собой разноуровневыми деревянными помостами.

Бюджет

  • Забор вокруг глэмпинга (270 м) – 200 тысяч рублей.

  • Дорожные работы — 200 тысяч рублей: подъездная дорога, дорога внутри глэмпинга (был снят верхний слой грунта, постелен геотекстиль, сверху засыпан грунт), внешняя парковка на 6 машин, внутренняя парковка на 10 машин.

  • Внешний санузел с душевыми (четыре туалета и четыре душевые кабины) – 500 000 рублей. Туалеты полностью обустроены. В душевые подается горячая вода от бойлерного нагревателя.

  • Мангальная зона (три мангала, раковина, стол, самовар) – 80 тысяч рублей.

  • Открытая зона для очага со стульями (на 12 человек). Мы сделали все своими руками, затраты на стройматериалы и оплату работы сотрудника – 30 000 рублей.

  • Волейбольная площадка – 50 тысяч рублей. На этом месте раньше была яма. Чтобы поднять уровень, потребовалось 10 ЗИЛов песка.

  • Прицеп для обустройства временной гостевой кухни – 130 тысяч рублей.

  • Один взрослый и один детский бассейн (вместе насосом, оборудованием, деревянным обрамлением и подиумом, зеленым искусственным покрытием) – 1,5 миллиона рублей.

  • Административное здание. Когда мы начали строить, поняли, что его лучше объединить с административным корпусом, зоной ресепшена и большой гостевой кухней. Бюджет на строительство – 1,5 миллиона рублей.

  • Шесть домиков на деревьях. Строительство и обустройство каждого домика обошлось в 150 тысяч рублей.

  • Все коммуникации в глэмпинге подземные, и чтобы их распределить по территории, нужны были две приемные бытовки. Обе потянули на 50 тысяч рублей.

  • Содержание голубятни (70 птиц) – 1 000 рублей в месяц. Разведением птиц раньше занимался мой отец. В прошлом году его не стало, и в память о нем я перенес голубятню в глэмпинг.

  • Покупка деревьев и кустарников: 150 хвойных и 30 лиственных деревьев – 70 тысяч рублей. 20 розовых кустов – 5 тысяч рублей. Много кустарников и многолетников подарили родственники и друзья: хосты, гортензии, пионы, хризантемы. К каждому растению проложен капельный полив (всего 200 м), его мне тоже подарили друзья.

Суммарный бюджет на обустройство глэмпинга – более 5 миллионов рублей.

!Фото Евгений Харченко](upload://oLAwpuNOCSGHOxyCpfDWNd09XVY.jpeg)

!Фото Евгений Харченко](upload://9aw6HxQjaBR8T7Ax0JrczzfoFYT.jpeg)

Ежемесячные расходы вне зависимости от загрузки глэмпинга:

  • электроэнергия

  • вода

  • интернет

  • мобильная связь

  • средства дезинфекции от комаров и насекомых

  • вывоз мусора два раза в неделю

  • зарплата cотрудникам (администратор, smm-специалист, садовник, горничная, подсобный рабочий).

Итого: 100 000 рублей.

С персоналом мне повезло, все они могут решать помимо своих основных задач какие-то дополнительные.

Например, подсобный рабочий занят на уборке участков и помогает мне в строительстве. Садовник может выполнять простые слесарные и какие-то подсобные работы. Администратор – быть аниматором на мастер-классах.

И что получилось

Стройка длилась полтора года. Открылись в 2022 году, отработали один сезон (неполных три месяца).

Сейчас в глэмпинге шесть домиков на деревьях, рассчитанных на летний сезон. Обычно их арендуют на 1-2 ночи.

Домики небольшие – для пары или семьи с одним ребенком. Внутри – матрас, подушки, постельное белье, пуфик, этажерка для обуви и одежды, вешалка. Проведено освещение, есть розетки, обогреватель.

Изначально стоимость проживания за сутки с человека была 3 000 рублей. Через два месяца эту цену оставили для будних дней, для выходных подняли до 4 000 рублей.

В минувший сезон (мы его закрыли в начале ноября) загрузка в выходные дни была 90%, в будни – 10-15%.

Помимо суточного проживания в домиках я хотел еще сделать формат дневного пребывания. Но практика показала, что идея не очень, и буквально сразу я от нее отказался.

Во-первых, для гостей, приезжающих на дневной отдых, важен максимально быстрый кураж, атмосфера самого места их не интересует. И они мешают другим людям, которые приехали сюда на сутки.

Во-вторых, стоимость дневного отдыха была 1 000 рублей. Маржа, с учетом затрат, совсем небольшая. Человек занимал место рядом с домиком, но при этом в нем не находился, и тем самым доставлял дискомфорт тем, кто этот домик арендовал.

Соцсети, телевидение, блогеры

Изначально я планировал продвигать глэмпинг в VK и соцсети (признанной экстремисткой – ред.). Но VK не дал хороших результатов: мы поняли, что наша аудитория находится именно в первой соцсети (признанной экстремисткой – ред.), поэтому сделали ставку на нее.

Для повышения узнаваемости и популярности места мы размещали посты в тематических группах Краснодара, Славянска-на-Кубани, Крымска, Абинска.

Бюджет на продвижение: 1 500 рублей в неделю (несколько сториз и пост).

За три месяца число подписчиков выросло с 300 человек до 3 300 человек.

Очень сильно с продвижением помогла все та же «Школа молодого предпринимателя». После окончания курса нас собрала Елена Пистунова – руководитель школы и спросила, чего нам не хватает.

Я попросил помочь с информационной поддержкой. В ту же неделю ко мне в Богдасарово приехала телевизионная группа и сделала сюжет. Его показали не только на региональном канале, но и на федеральном (в воскресное время в рамках сюжета, посвященного глэмпингам в Краснодарском крае).

Это стало хорошим толчком для развития моего бизнеса. Причем за сам сюжет я не заплатил ни копейки.

Кроме того, я сделал ставку на фотографов и блогеров. Это были договоренности по бартеру. Они тоже подтянули с собой аудиторию, и она оказалась нашей. Дальше уже стало работать сарафанное радио.

Еще мы провели 80 мастер-классов по изготовлению скворечников для наших гостей. Всего сделали 160 скворечников, половину из них оставили у себя, половину люди забрали к себе домой.

И еще сами сделали около 350 скворечников и тоже развесили по всему глэмпингу. На мой взгляд, это дешевле и красочнее, чем если бы я завесил весь участок баннерами.

В планах на будущий год:

Расширить мангальную зону – 100 000 рублей.

Построить большую гостевую кухню – 1,5 миллиона рублей.

Главная задача на следующий год – увеличить нагрузку глэмпинга в будние дни. Для этого требуется помещение для проведения ивентов. В этом я вижу одно из направлений развития бизнеса.

Мы не успели построить большую гостевую кухню перед началом сезона, а летом не стали затевать строительство, чтобы не мешать отдыхающим.

Начали работы уже под занавес сезона, сейчас кухня находится в завершающей стадии строительства.

Построить три утепленных домика со всеми удобствами – это 5 миллионов рублей.

Но домики я хочу построить уже не за собственные средства, а за аккредитованные – в рамках финансовой поддержки малого и среднего бизнеса.

Построить навесной детский городок и игровую площадку для взрослых – 300 тысяч рублей.

Построить баню на дровах (2 м х 6м) – 500 тысяч рублей.

Опасения

Глэмпинг не отнимает у меня много времени на организацию работы и контроль. Но отнимает много средств на этапе инвестирования.

Все, что я на нем зарабатываю, я в него же и вкладываю: территория еще не обустроена на 100%.

Мой основной источник дохода, благодаря которому я развиваю туристическое направление, – это по-прежнему строительство. Но я опасаюсь, что в нынешних социально-экономических условиях строительство как бизнес просто встанет.

Вопросы задавала Дарья Бендарская.

Подписывайтесь на телеграм Кублога.

1 лайк