Кирилл Зоткин: Правило инвестиций – покупать, когда льется кровь

Поговорили с юристом Кириллом Зоткиным: начали с типовых сделок краснодарцев, в процессе разговора поняли, как сейчас все изменилось.

О Кирилле Зоткине

34 года, юрист компании ООО «ПрофЮристГрупп». Переехал в Краснодар из Донецка (не сообщил, в каком году).

Какие самые ходовые сделки в Краснодаре с недвижимостью?

Купля-продажа. В основном это квартиры, но встречаются и сделки купли-продажи земельных участков с домом. В среднем такая сделка – одна из пяти.

А ходовые краснодарские проблемы?

Зачастую застройщики не удосуживаются узаконить строения, а продают участок по завышенным ценам.

На прошлой неделе к нам пришла пара, которая в конце августа за 10 млн рублей купила два земельных участка – для себя и детей. Участки они купили у ИП, который позиционировал себя как официальный партнер застройщика (название компании Кирилл Зоткин просил не сообщать – ред.). Уже после сделки выяснилось, что на этой земле строить нельзя, потому что она подпадает под водоохранную зону. Теперь у нас приключения, как вернуть деньги.

Застройщик не хочет подписывать мировое соглашение, в котором мы предлагаем указать конкретные сроки по возврату средств, хотя были уже встречи непосредственно у него в офисе. По квитанциям фигурирует ИП, но кассовый аппарат - застройщика. Очень много вопросов, и пока мало ответов. Поэтому мы сейчас будем готовить претензионную работу и привлекать контролирующие органы.

Шансы есть?

Посмотрим, насколько «ипэшник» адекватный и насколько застройщику не хочется проблем. Если нам пойдут навстречу, дальше прорабатывать ситуацию не будем. До того, как подавать в суд, мы объясним, что можем привлечь прокуратуру, департамент надзора строительства, департамент земельного комитета, Роскомнадзор, Роспотребнадзор и т.д.

Здесь есть состав преступления еще по ст. 159 «Мошенничество» УК РФ. ИП и застройщик просто воспользовались излишним доверием покупателей, которые являются экономически слабой стороной по этому делу. У покупателей нет юридического образования, а их не предупредили о рисках и ввели в заблуждение, мягко выражаясь. Нужно еще выставлять требования в части возврата средств и упущенной выгоды. Деньги должны работать: люди могли вложить их куда-то еще и получить прибыль.

О каких еще драмах можете рассказать?

Краснодарский край вообще богат на истории. Одна из ярких, она длится уже год: собственник земельного участка, который достался ему по наследству, привел участок в порядок за свой счет. Раньше там была большая стихийная свалка. Человек много раз писал в администрацию края, обращался к губернатору с просьбой, чтобы ее убрали, но безрезультатно. В итоге он убрал ее за свой счет, плюс расчистил и удлинил пруд, чтобы создать береговую зону, привел и ее в порядок, сделал к ней выход, вложил в это 6 млн рублей и в итоге нажил себе большие неприятности.

Человек думал, что делает доброе дело, помогает природе, краю, губернатору, а оказалось, что это водоохранная зона, и делать на ней ничего нельзя. Администрация проверила участок, выявила недостатки, а дальше прокурор вышел с инициативой изъять землю, было заведено административное дело.

Это одно из громких дел в крае. Пытаемся в судебном порядке достичь мирового соглашения. Полпути прошли, было пять заседаний, сейчас уже идут адекватные переговоры с администрацией края и прокуратурой.

Приходилось вести дела, где был какой-то жесткач?

Семейная пара. Супруг – военный, на пенсии. Приобрели участок с домом в пригороде Краснодара. Позвонили мне с просьбой узаконить строение. Описали ситуацию: администрация вышла с предписанием, что строительство незаконное. Я сказал, что нужно срочно пытаться уладить вопрос на месте. Расписал, что и как нужно делать, если решить проблему не получится. Объяснил, что последствия могут быть самые негативные, если работы не выполнить в полном объеме сразу. Озвучил стоимость своих услуг – 140-150 тысяч рублей.

Через три месяца супруга звонит вся в слезах. Оказалось, что обратились к юристу, который обещал взять в три раза меньше, но в итоге суд вынес решение против них. «Отбить» решение апелляцией уже было нельзя. У людей снесли дом.


В данной ситуации надо было срочно выходить на администрацию, проводить переговоры, подготавливать документы и прорабатывать вопрос в досудебном порядке. И итоговая сумма была бы вдвое меньше, нежели люди в конечном итоге заплатили юристу. Досудебный порядок работы и переговоры обошлись бы максимум в двадцать-тридцать тысяч рублей с выездом. А так люди потеряли и деньги, и дом.

Ваш профиль - недвижимость?

Не только. Вот «жесткач» из другой сферы. Три-четыре года назад в одном из городов края органы опеки изъяли из семьи одного из троих детей. Мама отбывала наказание, отец был злостный алиментщик, опекуном была бабушка. Дети жили в нормальных условиях, бабушка о них заботилась, все документы, подтверждающие право опеки над детьми, у нее были. Сотрудник опеки просто хотел денег и вымогал 300 тысяч рублей.

Мальчик, которого забрали из семьи, страдал эпилепсией. Тогда ему было 11 лет. Мы обращались в прокуратуру на местном уровне – никакой реакции. Вышли на уровень края – тоже самое. Проверки, может быть, и шли, но нам об этом не сообщали, никуда нас не приглашали. Мы сообщили в администрацию президента о факте коррупции, сотрудника привлекли к уголовной ответственности. Ребенка вернули в семью.

Были случаи угроз в ваш адрес?

Да, бывают, но мы - молодые ребята. И 1990-е давно позади, мы работаем на законных основаниях.



С такими фото статья немного похожа на катало Otto.

Приток мигрантов в Краснодар после февраля упал. Люди даже уезжают из города и края. Как это сказалось на вашей работе?

Главное правило инвестиций – покупать, когда льется кровь. Многие приезжают в Краснодарский край из горячих точек, другие, наоборот, отсюда уезжают.

Клиентов, которые обращаются по сделкам купли-продажи, вообще-то стало больше. Я сам с Донецка, там у меня родители и брат. Многие ребята, которые оттуда приезжают, спрашивают: сейчас можно покупать?

Сейчас нужно покупать!

У людей паника, они хотят по-быстрому «слить» недвижимость, активно торгуются и – уступают. Тем более, когда недвижимость готов купить человек с наличкой, безо всяких ипотек. Это самая выигрышная позиция.

Сейчас у меня три таких сделки. Например, одни клиенты купили «однушку» в Краснодаре, в районе Музыкальный по цене, которая на 20 % ниже домобилизационной. Или в Новороссийске мы провели сделку с ребятами из Северодонецка. Они взяли «двушку» в центре города, недалеко от набережной: 65 квадратов, полностью обставлена. 6 миллионов рублей. Когда они сюда приехали летом, они даже и представить себе не могли, что смогут купить такое жилье по такой цене.

Вы отговариваете клиентов, когда видите, что они продают на эмоциях и сильно дешевят?

Нет, мы все люди взрослые, каждый принимает решения в своей жизни сам.

Верно я понимаю, что ваш бизнес и вообще сфера ваших услуг сейчас на подъеме?

Вряд ли можно сказать, что она сейчас на подъеме. Обычные ходовые вопросы ушли на задний план, на первый вышло военное право: частичная мобилизация, у контрактников много вопросов, выплаты военным, пострадавшим во время проведения СВО. Это сейчас гораздо актуальнее. Мы стараемся всем ответить на интересующие вопросы.

Вопросы задавала Дарья Бендарская
Подписывайтесь на телеграм Кублога.

Крутой заголовок!