Премьера арт-критики на Кублоге, Максим Хижняков поразмышлял, что не так с краснодарским граффити.
О Максиме Хижнякове
Хижняков Максим Георгиевич. Родился 1970 году, коренной краснодарец. Окончил КубГУ, факультет Художественной и промышленной графики в 1995 г.
С 1993 года принимал участие в выставочной деятельности как художник и куратор. Участник более 40 коллективных и персональных выставок современного искусства.
С 2003 года вел курс по истории современного искусства в Художественно-промышленной академии Краснодара. Преподавал в КубГУ на Факультете архитектуры и дизайна.
С 2005 года занимается проектированием дизайна интерьеров.
В 2013-14 годах - постоянный автор рубрики арт-критика на Кублоге.
Граффити, как вид уличного искусства, давно прописался в городском пространстве Краснодара.
Отношение к нему представителей власти претерпело за долгое время определенную эволюцию: от борьбы с «вандализмом» до выделения финансирования.
Впрочем, борьбу никто не отменял, просто произошла легализация и локализация творчества художников в строго отведенных местах, что не противоречило мировому опыту разделения райтеров на «чистых» и «нечистых».
Предпочтение отдается муралам, монументальным многометровым изображениям, как одному из самых эффектных и доступных для понимания видов граффити.
Тематически краснодарские легальные муралы можно разделить на несколько направлений:
- изображения, созданные в рекламных целях;
- мемориальные росписи, посвященные спортсменам, историческим личностям или литературным героям;
- многофигурные композиции с фантазийно-фольклорным уклоном.
Работы выполнены на разном и, к сожалению, не всегда самом высоком уровне. Порой бросается в глаза, что поставленная художником задача превышает его реальные возможности.
Зачастую за нагромождением форм прячется недостаточная искушенность автора в рисунке и композиции, дефицит идей. Большая беда с колоритом.
И это нередко касается художников, работы которых позиционируются как местная достопримечательность.
Георгий Куринов, Краснодар
Параллельно с «официальными» райтерами, видимо, существует комьюнити независимых мастеров, отражающих свое отношение к окружающей реальности.
Например, отдавая дань памяти ушедшим кумирам:
Портрет музыканта ДеЦела, улица Чапаева, Краснодар
Или дань уважения кумирам новым:
Портрет музыканта Моргенштерна, улица Чапаева, Краснодар
Возможно, было бы разумней отводить в городе места под размещение граффити на конкурентной основе? Тогда городская среда выглядела хотя бы разнообразнее.
Кублог: краснодарский художник Георгий Куринов (псевдоним Gooze_art) в 2022 году обратился в мэрию Краснодара с инициативой выполнить свое новое граффити на месте работы Луиджи Мариа Мураторе на фасаде здания Органного зала. Мэрия откликнулась на это предложение и провела онлайн-голосование, чтобы выбрать эскиз будущего граффити рядом с центральной площадью Краснодара: между собой соревновались три эскиза Георгия Куринова.
Если обратиться к примерам, существует достаточно широкий диапазон стилистических решений настенной росписи, включенной в современный урбанистический ландшафт: от фотореализма до геометрической абстракции, как опирающихся на историческое наследие, так и привязанных к актуальному моменту.
Adam Krüger, Гамбург, Германия
Julien Malland, Таити
Matt Adnate, Мельбурн, Австралия
Линн Леманн и Деннис Гертнер, дуэт Zebu, Екатеринбург
Отдельно хочется высказаться о решении закрасить граффити на стене органного зала.
Как ни относиться к этой работе, она стилистически выделялась на общем фоне, несмотря на незавершенность. Незавершенность эта, к слову, тоже несет определенный символизм…
Луиджи Мариа Мураторе. Краснодар, Органный зал
Кстати, совсем неподалеку, в Сочи, муралы выглядят интереснее, остроумнее и выполнены качественнее.
Ян Кузьмин и Глеб Каштанов (группа Youfeelmyskill), набережная Сочи
Ян Кузьмин и Глеб Каштанов (группа Youfeelmyskill), Сочи, детская площадка на Верхней Лысой горе.
Портрет ДеЦла в Сочи. Ян Кузьмин и Глеб Каштанов (группа Youfeelmyskill), Сочи, ул. Комсомольская
Размышлял о граффити Максим Хижняков.
Подписывайтесь на телеграм Кублога .