Максим Хижняков - о выставке 90/60/90, где 60 - средний возраст участников

Коллаж Кирилла Руденко

В Краснодарском выставочном зале на улице Рашпилеской открылась архивно-ностальгическая выставка «90-е! Свобода творчества и джаз».

Почему 90-е важны нам сегодня и говорят ли они о свободе? Рецензент Кублога Максим Хижняков сходил на выставку.

О выставке «90-е! Свобода творчества и джаз»

На выставке экспонировано более 150 произведений 60 авторов: скульптура, живопись, графика, мода дизайнерки Галины Ким, фото и видео (архивные записи, фильм Выставочного зала о художнике Евгении Цее и документальный фильм Анны Пчелиной «1994. За Фасадом»).

Работы предоставили: 17 краснодарских коллекционеров, фонд Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств и сами авторы.

Организаторы выставки - искусствовед Людмила Бондаренко и художница Ольга Трапицына.

О Максиме Хижнякове

Хижняков Максим Георгиевич. Родился 1970 году, коренной краснодарец. Окончил КубГУ, факультет Художественной и промышленной графики в 1995 г.

С 1993 года принимал участие в выставочной деятельности как художник и куратор. Участник более 40 коллективных и персональных выставок современного искусства.

С 2003 года вел курс по истории современного искусства в Художественно-промышленной академии Краснодара. Преподавал в КубГУ на Факультете архитектуры и дизайна.

С 2005 года занимается проектированием дизайна интерьеров.

В 2013-14 годах - постоянный автор рубрики арт-критика на Кублоге.

В двух залах представлены работы примерно 60 художников, активно работавших в то десятилетие, когда первоначальное накопление капитала удивительным образом совпадало со свободой самовыражения.

Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной

Надежды 90-х

Постперестроечное время ненадолго превратило занятие искусством в востребованную профессию.

Вчерашние выпускники творческих вузов (художественного-графического факультета КубГУ и Краснодарского художественного училища - ред.) ощутили себя художниками, наконец получившими возможность реализоваться в полной мере: создавать, выставлять и даже продавать результаты своего труда.

Появились контакты со столичными галереями, случалось участие в международных выставках и ярмарках, возник интерес со стороны зарождающегося бизнеса.

Однако для многих и многих «золотой век» продлился недолго.

Бизнесмены сменили хобби, для полноценной работы с галереями нужно было менять место жительства или жертвовать своей самобытностью, да и интерес к русским художникам в мире быстро сошел на нет.

WhatsApp Image 2022-11-24 at 15.30.39

Мем из интернета

Удержались на плаву немногие, вписавшись в локальный контекст или переехав строить карьеру в другие места.

Тем не менее можно назвать не менее десятка авторов, которые продуктивно работают по сей день и имею успех и признание коллег: Валерий и Лариса Блохины, Игорь Михайленко, Алаксей Паршков, Евгений Кузнецов, Нальби Бугашев, Валерий Пчелин, Владимир Колесников, Андрей Мигачев, Андрей Скрипка и другие.

Фото Анны Пчелиной

Влияние и поиски

Совокупность художественных течений девяностых, можно, наверное, было бы назвать «краснодарским модернизмом».

Как и классических модернистов от Моне до Пикассо и Мондриана, местных художников интересовала эволюция формы.

Однако подошли они к этому процессу с прямо противоположных позиций.

Художники первой половины ХХ века шаг за шагом избавлялись от диктата эстетического начала, технически убирая из своих произведений наследие академической школы в виде сюжета, традиционной композиции, светотени, реалистического колорита.

Первые модернисты последовательно передвигали границы возможного в искусстве, ниспровергая устоявшиеся каноны. «Законы красоты», допустимые в приличном обществе ставились под большое сомнение…

Краснодарские же авторы, также порывая с реалистическим подходом, которому их обучали в вузах, ставили эстетику своих работ во главу угла, уделяя особое внимание именно «ремесленному началу».

Интернета еще не существовало, за границей бывали немногие, поэтому «современное искусство» придумывалось самостоятельно, в местных условиях, в меру собственного таланта.

В первой половине десятилетия превалировала живопись и станковая графика.

Отчасти повлияла на ситуацию крупная выставка современного искусства «Фасад» (состоялась Краснодарском художественном музее в 1994 году - ред.), после которой часть художников стала заметно смелее. Получила развитие абстрактная живопись и инсталляция, работа в рамках проектов - в противовес «отчетным» выставкам с хаотичной развеской случайных работ.

Фото Анны Пчелиной

При этом локальная художественная среда не проявляла интереса к радикальным и тем более социально-политическим высказываниям.

Площадки предоставляли в основном государственные институции: Краснодарский выставочный зал изобразительных искусств и Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко.

Механика выставки

Инициаторами открытия выставки выступили искусствовед Людмила Бондаренко и художница Ольга Трапицына.

Работы собирались в течение года, многие из них были предоставлены коллекционерами или позаимствованы из фондов.

Фото Анны Пчелиной

В итоге в экспозиции нашлось место для большинства представителей различных направлений, актуальных в описываемый период, от фигуративных композиций Евгения Кузнецова до абстрактных холстов Вячеслава Толмачева.

Некоторые работы, на которых бы хотелось остановиться подробнее

Ставропольский художник Евгений Кузнецов был частым гостем в нашем городе. Его визитная карточка – символические композиции, в которых сюжет зачастую был подчинен формальной задаче колористических и композиционных соотношений фигур и фона.

Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной

Работы Евгения Кузнецова.

К середине девяностых абстрактная живопись, как этап развития модернизма, уже утратила свою актуальность в мировом искусстве.

Тем не менее в Краснодаре именно в это время создаются достаточно сильные работы именно в этой стилистике, хотя и вне исторического контекста.

Фото Анны Пчелиной

Работы Вячеслава Толмачева.

И если в представленных произведениях Вячеслав Толмачев явно вдохновлялся абстрактным экспрессионизмом, то Дмитрий Кочанович вполне самодостаточен и оригинален.

2022-11-23 19-19-01_1669232410598

Работа Дмитрия Кочановича с выставки “Фасад”, 1994 год.

Владимир Григоращенко конструировал орнаментальные графичные модули, симбиоз Пауля Клее и восточного ковра.

Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной

Будучи самым насмотренным художником, Григоращенко достаточно бурно эволюционировал на протяжении десятилетия, занимаясь графикой, инсталляцией, даже музыкой (сейчас Владимир Григоращенко живет в Санкт-Петербурге и работает под именем Владимир Григ - ред). К сожалению, эти работы в экспозицию не вошли.

Кураторский стиль

Метод формирования экспозиции отсылает к заявленному в названии десятилетию, который до сих пор остается типичным при организации общих выставок с большим количеством участников.

Фото Анны Пчелиной|440x500

Авторы сгруппированы тематически, в зависимости от условной стилистической направленности или по принципу схожей интенсивности колорита.

Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной

Представлена преимущественно живопись, встречается станковая графика, скульптура и работы из области дизайна костюма Галины Ким.

Возможно, это сознательный прием, этакий ретро-стиль.

Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной
Фото Анны Пчелиной

На мой взгляд, было бы интересней устроить более выгодную подачу архивной печатной продукции и видеоряда, показать эволюцию взглядов отдельных авторов, выделить несколько композиционных центров в пространстве зала.

С другой стороны, выбор места и средств презентации неизбежно накладывает свои рамки на организаторов подобных мероприятий.

Надеюсь, десятилетие, сформировавшее целое поколение творческих личностей в Краснодаре еще дождется своего исследователя.

Размышлял Максим Хижняков.

Подписывайтесь на телеграм Кублога .

1 лайк

Спасибо! Хорошо написал, на мой взгляд, вполне достоверно.

1 лайк