В Краснодарском выставочном зале на улице Рашпилеской открылась архивно-ностальгическая выставка «90-е! Свобода творчества и джаз».
Почему 90-е важны нам сегодня и говорят ли они о свободе? Рецензент Кублога Максим Хижняков сходил на выставку.
О выставке «90-е! Свобода творчества и джаз»
На выставке экспонировано более 150 произведений 60 авторов: скульптура, живопись, графика, мода дизайнерки Галины Ким, фото и видео (архивные записи, фильм Выставочного зала о художнике Евгении Цее и документальный фильм Анны Пчелиной «1994. За Фасадом»).
Работы предоставили: 17 краснодарских коллекционеров, фонд Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств и сами авторы.
Организаторы выставки - искусствовед Людмила Бондаренко и художница Ольга Трапицына.
О Максиме Хижнякове
Хижняков Максим Георгиевич. Родился 1970 году, коренной краснодарец. Окончил КубГУ, факультет Художественной и промышленной графики в 1995 г.
С 1993 года принимал участие в выставочной деятельности как художник и куратор. Участник более 40 коллективных и персональных выставок современного искусства.
С 2003 года вел курс по истории современного искусства в Художественно-промышленной академии Краснодара. Преподавал в КубГУ на Факультете архитектуры и дизайна.
С 2005 года занимается проектированием дизайна интерьеров.
В 2013-14 годах - постоянный автор рубрики арт-критика на Кублоге.
В двух залах представлены работы примерно 60 художников, активно работавших в то десятилетие, когда первоначальное накопление капитала удивительным образом совпадало со свободой самовыражения.
Надежды 90-х
Постперестроечное время ненадолго превратило занятие искусством в востребованную профессию.
Вчерашние выпускники творческих вузов (художественного-графического факультета КубГУ и Краснодарского художественного училища - ред.) ощутили себя художниками, наконец получившими возможность реализоваться в полной мере: создавать, выставлять и даже продавать результаты своего труда.
Появились контакты со столичными галереями, случалось участие в международных выставках и ярмарках, возник интерес со стороны зарождающегося бизнеса.
Однако для многих и многих «золотой век» продлился недолго.
Бизнесмены сменили хобби, для полноценной работы с галереями нужно было менять место жительства или жертвовать своей самобытностью, да и интерес к русским художникам в мире быстро сошел на нет.
Мем из интернета
Удержались на плаву немногие, вписавшись в локальный контекст или переехав строить карьеру в другие места.
Тем не менее можно назвать не менее десятка авторов, которые продуктивно работают по сей день и имею успех и признание коллег: Валерий и Лариса Блохины, Игорь Михайленко, Алаксей Паршков, Евгений Кузнецов, Нальби Бугашев, Валерий Пчелин, Владимир Колесников, Андрей Мигачев, Андрей Скрипка и другие.
Влияние и поиски
Совокупность художественных течений девяностых, можно, наверное, было бы назвать «краснодарским модернизмом».
Как и классических модернистов от Моне до Пикассо и Мондриана, местных художников интересовала эволюция формы.
Однако подошли они к этому процессу с прямо противоположных позиций.
Художники первой половины ХХ века шаг за шагом избавлялись от диктата эстетического начала, технически убирая из своих произведений наследие академической школы в виде сюжета, традиционной композиции, светотени, реалистического колорита.
Первые модернисты последовательно передвигали границы возможного в искусстве, ниспровергая устоявшиеся каноны. «Законы красоты», допустимые в приличном обществе ставились под большое сомнение…
Краснодарские же авторы, также порывая с реалистическим подходом, которому их обучали в вузах, ставили эстетику своих работ во главу угла, уделяя особое внимание именно «ремесленному началу».
Интернета еще не существовало, за границей бывали немногие, поэтому «современное искусство» придумывалось самостоятельно, в местных условиях, в меру собственного таланта.
В первой половине десятилетия превалировала живопись и станковая графика.
Отчасти повлияла на ситуацию крупная выставка современного искусства «Фасад» (состоялась Краснодарском художественном музее в 1994 году - ред.), после которой часть художников стала заметно смелее. Получила развитие абстрактная живопись и инсталляция, работа в рамках проектов - в противовес «отчетным» выставкам с хаотичной развеской случайных работ.
При этом локальная художественная среда не проявляла интереса к радикальным и тем более социально-политическим высказываниям.
Площадки предоставляли в основном государственные институции: Краснодарский выставочный зал изобразительных искусств и Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко.
Механика выставки
Инициаторами открытия выставки выступили искусствовед Людмила Бондаренко и художница Ольга Трапицына.
Работы собирались в течение года, многие из них были предоставлены коллекционерами или позаимствованы из фондов.
В итоге в экспозиции нашлось место для большинства представителей различных направлений, актуальных в описываемый период, от фигуративных композиций Евгения Кузнецова до абстрактных холстов Вячеслава Толмачева.
Некоторые работы, на которых бы хотелось остановиться подробнее
Ставропольский художник Евгений Кузнецов был частым гостем в нашем городе. Его визитная карточка – символические композиции, в которых сюжет зачастую был подчинен формальной задаче колористических и композиционных соотношений фигур и фона.
Работы Евгения Кузнецова.
К середине девяностых абстрактная живопись, как этап развития модернизма, уже утратила свою актуальность в мировом искусстве.
Тем не менее в Краснодаре именно в это время создаются достаточно сильные работы именно в этой стилистике, хотя и вне исторического контекста.
Работы Вячеслава Толмачева.
И если в представленных произведениях Вячеслав Толмачев явно вдохновлялся абстрактным экспрессионизмом, то Дмитрий Кочанович вполне самодостаточен и оригинален.
Работа Дмитрия Кочановича с выставки “Фасад”, 1994 год.
Владимир Григоращенко конструировал орнаментальные графичные модули, симбиоз Пауля Клее и восточного ковра.
Будучи самым насмотренным художником, Григоращенко достаточно бурно эволюционировал на протяжении десятилетия, занимаясь графикой, инсталляцией, даже музыкой (сейчас Владимир Григоращенко живет в Санкт-Петербурге и работает под именем Владимир Григ - ред). К сожалению, эти работы в экспозицию не вошли.
Кураторский стиль
Метод формирования экспозиции отсылает к заявленному в названии десятилетию, который до сих пор остается типичным при организации общих выставок с большим количеством участников.
Авторы сгруппированы тематически, в зависимости от условной стилистической направленности или по принципу схожей интенсивности колорита.
Представлена преимущественно живопись, встречается станковая графика, скульптура и работы из области дизайна костюма Галины Ким.
Возможно, это сознательный прием, этакий ретро-стиль.
На мой взгляд, было бы интересней устроить более выгодную подачу архивной печатной продукции и видеоряда, показать эволюцию взглядов отдельных авторов, выделить несколько композиционных центров в пространстве зала.
С другой стороны, выбор места и средств презентации неизбежно накладывает свои рамки на организаторов подобных мероприятий.
Надеюсь, десятилетие, сформировавшее целое поколение творческих личностей в Краснодаре еще дождется своего исследователя.
Размышлял Максим Хижняков.
Подписывайтесь на телеграм Кублога .