Стилистка Ульяна Григорьева проанализировала, как новости и настроения влияют на повседневные образы краснодарцев.
Новая этика требует от нас честности с собой и окружающими, отказа от масок и навязанных ролей: хорошей девочки, брутального мужчины, идеальной жены.
А разница между внешним спокойствием и внутренним напряжением может вызвать эмоциональный срыв.
Поэтому мы ищем способы быть искренними и выразить свои состояния — через одежду в том числе.
Какие это состояния? С одной стороны, все обеспокоены событиями и тревожатся. С другой, многие от этого устали и пытаются вернуться в комфортное и безопасное состояние (их можно понять).
Безопасность
С комфортом примерно понятно: пуховик-одеяло, оверсайз, огромные шарфы, свитера свободной вязки, полуспортивные брюки макси и удобные кроссовки — всё тёплое и мягенькое.
Светлые пастельные тона, одежда с милыми принтами — вещи, в которых мы как бы возвращаемся в мир детства. Безразмерная рубашка (по сути, тёплый клетчатый плед) — сюда же.
Со времени пандемии прижился дресс-код: формальный верх (пиджак, жакет) и неформальный низ (спортивные брюки) — как для zoom-конференций из дома.
Тревога
Но что делать с необходимостью выразить тревогу и печаль?
Острое столкновение прекрасного и ужасного проявляется через такое же столкновение в одном образе контрастных стилей, фактур, цветов и принтов.
Бархатная футболка или свитшот — грубые ботинки. Кожаная «косуха» — нежный шёлк. Хрупкое кружево - крупная вязка.
Из этой же серии - включения в повседневный образ элементов стиля «гранж» («рваности», потёртости), одежды из вселенной постапокалипсиса (мрачные худи и «мантии», трикотажные длинные кардиганы с асимметричными полами), «вылинявших» принтов и кислотных цветов.
Еще ядерный цвет - это про уход от реальности.
Даже, если у вас строгий офисный дресс-код, для выражения себя есть броши и шейные платки с принтами-посланиями.
Как сделать, чтобы это не выглядело смешно? Нужна идея. Но не такая: у меня есть брюки, с чем их надеть?
А такая: я хочу выразить своё несогласие / тревогу / печаль, и моя внешность это позволяет.
Можно посмотреть в сети, что уже изобретено на заданную тему, подойдёт ли такой образ мне?
Люди часто сбиваются с пути во время шопинга: пришли за одним, купили другое. Просто надо всё время сверяться с идеей: соответствует ли вещь замыслу, отражает ли настроение?
Тренды
Как при этом выглядеть актуально? В магазинах легко увидеть отражения мировых трендов. Причем, трендов много, и они разные, иногда даже разнонаправленные.
Тренды осени-зимы: полупрозрачность и вырезы, яркие цвета, тотал-кожа, юбки-мини, пальто-макси, экомех, спорт-стиль, бахрома, бомберы и косухи (косухи вообще никуда не уходили и не собираются), широкие джинсы.
Талия возвращается: корсеты и бюстье. Плечи увеличиваются (о нет, опять!).
Белая майка (именно майка, а не футболка, но в неожиданных фактурах).
Снова вязаное (неожиданно для осени, да?).
Многое вернулось из нулевых годов. Например, низкая посадка (диавольское изобретение, я считаю, но, кажется, это короткий тренд — на 2-3 года). Поколение, не простужавшее почки в джинсах с низкой талией, будет в восторге.
Но не ищите новостную повестку в наших магазинах. Её там нет.
Это «Баленсиага» (французский дом моды — ред.) может оперативно среагировать и отразить свою боль в коллекции.
А у нас, скорее, настроения в обществе: ой, всё. Мы продолжаем ограждаться от неприятного и носить «уютный беж», хотя на самом деле тотал беж, близкий к цвету кожи, эксперты трактуют как желание обнажиться.
Одна моя знакомая накупила белья в небесных и солнечных тонах и носит вперемешку верх с низом из разных комплектов. Да, под одеждой этого не видно. Но она-то знает!
Мода часто реагировала на новости
Например, во времена Второй мировой войны в блокадной Англии для экономии ткани были приняты стандарты — юбка не длиннее 68 см и из 5-ти клиньев, что сокращало отходы ткани при пошиве.
А женщины капитулировавшей Франции, напротив, чтобы оккупантам меньше досталось, пытались потратить как можно больше ткани на наряды и выражали свой протест, ежедневно появляясь на улицах в подиумных образах, на каблуках и в шляпках.
А что случилось с гламуром?
Гламур, бессмысленный и беспощадный, уже считается в современном обществе чем-то неуместным. Желание оградиться от собеседника часами стоимостью в состояние может говорить о неуверенности. Не потому ли Европа давно отказалась от навязчивой демонстрации финансового неравенства?
Про мужчин
В мужских коллекциях массмаркета всё в разы проще: фасонов и цветов меньше (преимущественно тёмные и приглушённые), ассортиментный ряд уже. Брюки-рубашки-пиджаки-свитера-куртки и их разновидности. Чёрный / серый / коричневый / тёмно-зелёный / синий / бордовый.
Почему так?
Потому, что это женщинам нужно бесконечное разнообразие выбора, а мужчинам дайте несколько готовых решений и не парьте им мозг.
Почему мужчины одеваются в глухой чёрный? Зависит от того, что именно чёрное они носят.
Гардероб Бориса Мальцева, основателя Кублога. Фото отсюда.
Вообще, чёрный — цвет защиты, из образа «человека в футляре», особенно, если это пиджак + классические брюки. И тогда часто — это история про то, что мужчина осознаёт взятую на себя ответственность.
Если черные водолазка + джинсы, тут, скорее, история про мыслителя-философа.
Если это асимметричные «мантии» с острыми углами + брюки-багги (то ли спорт, то ли рэперство) — это, скорее, про решительность и внутреннюю готовность Героя к переменам.
Ещё недавно мужчины активно носили камуфляж. Предполагаю, это было из-за некоего флёра героичности и одновременно духа странствий: милитари + сафари. Доблестная романтика, в которой есть дух свободы.
Сейчас вещей с камуфляжным принтом в магазинах я не увидела.
Цвет хаки, который активно попадается в магазинах краснодарских ТРЦ — не новостной. В повседневную одежду он проник давно, ещё с 60-70 годов ХХ века.
Сейчас практически любой бренд имеет свою линию «хаки». Прошлой осенью он особенно свирепствовал в виде тотал-луков.
Но вообще, стиль милитари, а хаки — его составляющая, вошёл в моду ещё после Первой Мировой. Он был, есть и будет.
Про деньги
С точки зрения же чисто бытовой, приземлённой, тревожные новости всегда влияют так: люди сокращают расходы. И одежда — в числе первых статей для сокращения, тем более, что из-за санкций цены ощутимо поднялись.
Поэтому мы, в целом, сейчас выбираем более осознанно. Сезон поносить и выкинуть — это уже не массовая стратегия.
Сейчас постепенно наберёт обороты кастомайзинг. В Москве, например, уже открываются современные версии курсов «Кройки и шитья» по схеме коворкингов, где можно и лекции по кастомайзингу послушать, и самому пошить на профессиональном оборудовании.
Выводы
В общем, еще раз: всегда надо иметь идею образа. Если покупаем осознанно, то и носим с большим удовлетворением и дольше. Бережём природу и психику.
Смотрела образы Ульяна Григорьева.
Читайте также:
Магазины H&M почти всё
Вместо Zara: какие бренды еще с нами (в Краснодаре)
Подписывайтесь на телеграм Кублога.