Прогуливаясь по Краснодару: мемориальная доска семье Кирлиан

Как часто мы обращаем внимание на дома, окружающие вас? Скорее всего редко, ведь в ежедневной суете и спешке, думаем лишь о делах насущных. Ну а какие-то таблички на многоэтажках, уж точно пропускаем мимо. А зря. Если я спрошу у вас, чем памятен дом, напротив Кубанского Государственного Университета? Нет-нет, не тот, в котором супермаркет, а соседний. Не знаете?

Сейчас я вам все расскажу!

На улице Ставропольской, 224 установлена мемориальная доска, которую вы возможно уже видели.

Фото с сайта http://artlynnik.ru

Фотография коронообразного свечения вокруг живого организма - эффект Кирлиан

Семен Давидович Кирлиан родился 20 февраля 1898 года. Прошел Первую мировую войну. Вернувшись, много работал: приказчиком, настройщиком роялей, декоратором, сантехником, но по-настоящему нашёл себя в электромеханике.

В 1923 году Семён женился на дочери священника из станицы Динской Валентине Лотоцкой.

Супруги Кирлиан

До сих пор сохранился на улице Кирова в Краснодаре небольшой одноэтажный дом, в котором начинали свою долгую творческую жизнь супруги Кирлиан. В этом скромном помещении жили и работали Семён Давидович и Валентина Хрисанфовна, изобретение которых получило столь высокую оценку и мировую известность.

Прогуливаясь по Краснодару: мемориальная доска семье Кирлиан|640pxx425px

Первая значительная работа С. Д. Кирлиана — получение искусственных алмазов — относится к концу 20-х годов. Семён Давидович использовал для своего опыта сахар-песок (тогда очень дорогостоящий продукт), ссыпал его в «бомбу» — так мастер называл отлитую на заводе им. Г. Седина стальную круглую форму толщиной 10 см с полостью внутри и отверстием, куда ввинчивалась втулка с ленточной резьбой, чем достигалась полная герметичность, — затем помещал устройство в яму, где оно долго нагревалось до разрыва «бомбы». Во время взрыва под действием очень сильного давления и получались алмазы. Самые крупные (пять-шесть зёрен) были величиной с конопляное семя, самые крохотные — с маковое зёрнышко. Искусственные алмазы сверкали как натуральные, отличались большой прочностью и прекрасно резали стекло. Семён Давидович написал Сталину о результатах, после чего полученные им алмазы и технология их изготовления были переданы в НКВД. К сожалению, заявка на это изобретение не была оформлена, как не было и публикации по этой работе. (источник )

Было разработано много полезных устройств, вот некоторые из них:

-специальная электрическая печь, где плавится цинк для отливки типографского шрифта и клише

  • устройство с сильным электромагнитом для очистки зерна — изъятия из него случайно попавших металлических предметов
  • электроэкран, используемый в душевых для обработки и обезвреживания людей, поражённых отравляющими газами

Ремонтируя аппарат Д’Арсонваля, где используется высокочастотный разряд с лечебной целью, Семён Давидович заметил еле заметное свечение между электродом и кожей человека. Мастер задался целью разобраться в вопросе; понять, чем вызвано свечение, попытаться сфотографировать его. Он взял монету, присоединил к ней электрод, накрыл фотоплёнкой, на неё - второй электрод, и пустил ток высокой частоты. Когда фото проявили, на нём оказалась монета со своеобразной «короной» по краям. Потом таким же способом изобретатель фотографировал различные вещи: листья деревьев, собственные руки. Свечение на фотографиях получалось разным. Например, если лист был только что сорван, то свечение получалось одним, если лежал давно - другим. На этом основании Семён Кирлиан предположил, что оно изменяется в зависимости от состояния объекта. И так можно будет диагностировать болезни.

Так были получены первые уникальные снимки объектов живой и неживой природы с использованием «токов высокой частоты». Семён Давидович Кирлиан заметил, что разряд менял характер своего свечения в зависимости от психического и эмоционального состояния экспериментатора.

Гипотеза о связи короны и состояния фотографируемого объекта со временем не подтвердилась, но это не говорит ничего плохого об изобретателе - наука для того и существует, чтобы выдвигать гипотезы и проверять их. Верить же или нет современным исследователям, использующим в своей работе эффект Кирлиана - личное дело каждого.

«В коже заложены своеобразные биомеханизмы, выполняющие важные функции и связанные через нервную систему с внутренними органами… Мы предполагаем, что при наличии сравнительных таблиц картин электрического состояния кожного покрова в нормальном и патологическом состоянии можно будет использовать наш метод как средство ранней диагностики в медицине, в животноводстве… Мир чудесных разрядов сослужит человеку хорошую службу», - писал Семён Кирлиан в книге «В мире чудесных разрядов».

После долгих и тщательных экспериментов супруги Кирлиан решили оформить свою методику юридически. 5 сентября 1949 года была подана заявка на изобретение «Способ получения фотографических снимков различного рода объектов» (А.С. № 106401), и в том же году Гостехника переводит его в разряд «совершенно секретных». Под этим грифом в Московском научно-исследовательском кинофотоинституте воспроизводятся эксперименты Кирлиан, и их результаты получают положительный отзыв от возглавлявшего тогда институт академика К. В. Чибисова.

В 1957 году, когда супругам Кирлиан разрешается открытая публикация работ, свой труд авторы частично публикуют в журнале «Научная и прикладная фото и кинематография» под названием «Фотографирование и визуальное наблюдение при посредстве токов высокой частоты». Это был первый журнал, известивший мир о появлении нового вида фотографии. В 1964 году издательство «Знание» публикует их брошюру «В мире чудесных разрядов.

Средств для патентования своего изобретения за рубежом у супругов Кирлиан не оказалось. Однако, вскоре там появилась перепечатанная брошюра «В мире чудесных разрядов», и через некоторое время изобретение стало широко использоваться в других странах. Зарубежные учёные назвали метод по-другому — «кирлианографией», вписав тем самым имена исследователей в историю мировой науки.

В сущности, квартира на улице Кирова, а в последние годы жизни трёхкомнатная квартира на улице Карла Либкнехта (ныне Ставропольская) была частным институтом, куда писали сотни писем с просьбами прислать чертежи, аппаратуру, указать режимы работы генератора с разными материалами, куда приезжали десятки людей из разных городов страны, отдельных институтов, учебных заведений. Так супруги Кирлиан трудились вместе почти полвека и прожили интересную, полную творческого горения жизнь. Работа стала смыслом всей их жизни, а сделанное ими открытие воплотилось для научного мира в понятие «эффект Кирлиан»

Супруги неоднократно получали приглашения посетить зарубежные лаборатории, институты, но, будучи «невыездными», они были вынуждены ограничиваться деловой перепиской. По сути, не имея поддержки государственных учреждений, не получая ни копейки на исследования, супруги работали, не щадя себя, проводили опыты, «чтобы глубже проникнуть в этот неведомый мир для блага Страны и людей», — как писал С. Д. Кирлиан.

В декабре 1971 года после тяжелой болезни ушла из жизни Валентина Хрисанфовна. Учёные всего мира выражали искренние соболезнования Семёну Давидовичу. А один из номеров английского журнала «Парафизик» был даже посвящен памяти В. Х. Кирлиан. Несмотря на невосполнимую утрату и подорванное здоровье, Семён Давидович продолжает дело своей жизни, стараясь завершить начатые исследования. Только в феврале 1974 года С. Д. Кирлиан присваивают звание Заслуженного изобретателя РСФСР. В последние годы жизни ученому была предоставлена должность заведующего специальной лаборатории на краснодарском НПК «Сатурн».

Семён Давидович ушёл из жизни 1 августа 1978 года.

Вы и сами сможете увидеть эту мемориальную доску, если прогуляетесь до следующего адреса: улица Ставропольская, 224

1 лайк

Классный рассказ, Татьяна спасибо!