Екатерина Трегубова, собственница барбершопа «Франт», рассказала Кублогу о своем опыте открытия парикмахерского салона для мужчин и объяснила, почему сегодня на такой стартап она бы уже не пошла.
Барбершоп — это мой бизнес. Муж занимается оптовой продажей электроматериалов. Я помогала ему с продажами, но там — только цифры и больше ничего.
А мне хотелось чего-то другого, где есть общение, эмоции. И я предложила идею с барбершопом, мне все это было интересно. Муж поддержал. Стартап запустили вместе, дальше — я сама.
Салон открылся в мае 2017 года. Тогда мы были десятым барбершопом в городе.
Сейчас, судя по Яндекс-карте, их в Краснодаре около девяноста. Но пять-шесть лет назад это был восходящий тренд.
Купить франшизу
Мы долго искали, у кого купить франшизу, вели переговоры с пятью крупными московскими компаниями. В итоге остановились на сети «Франт» — она тоже московская.
Нам понравилось, как с нами общался собственник: заинтересованно, с вниманием. Конечно, помимо комфортного общения, у нас были и другие критерии. Нам были важны стоимость паушального взноса и то, насколько понятно и прозрачно прописаны условия: сколько мы получаем и сколько должны собственнику.
Не все компании могли дать четкий финансовый расклад на примере своего бизнеса. Некоторые сразу предлагали золотые горы. Но это не первый наш бизнес, мы понимали, что так не бывает.
Инвестиции
В общей сумме наши инвестиции на первоначальном этапе составили 3,3 млн рублей. Сюда вошли:
- Паушальный взнос — 200 тыс. рублей
- Аренда помещения — 50 тыс. рублей в месяц + страховой депозит 50 тыс. рублей
- Ремонт помещения, покупка сантехники, мебели, профессионального оборудования, расходных материалов — 3 млн рублей.
- Что касается рекламы и продвижения салона, то в основном мы использовали соцсети (VK, Instagram*) и благодаря им удачно стартовали. Реклама нам обходилась 30 тыс. рублей ежемесячно.
Владелец «Франта» сказал, что выйти в операционный ноль мы можем через три месяца.
То есть заведение начнет полностью окупать свои ежемесячные траты:
- 50 тыс. рублей – аренда
- 10 тыс. рублей – коммунальные платежи
- 10 тыс. рублей – расходные материалы
- 30 тыс. рублей – реклама в соцсетях
- 100 тыс. рублей – заработный фонд
Дальше — уже выход на окупаемость. Мы подумали, все взвесили и решили стать их франчайзи в Краснодаре.
Забегая вперед, скажу, что по факту мы вышли в ноль через полгода.
Заключив договор франшизы с сетью «Франт», мы получили детально расписанное руководство к действию:
- Полный дизайн-проект помещения, где было подробно расписано все, вплоть до того, где расположить розетки и повесить светильники.
- Техтребования к помещению: выделенная мощность электроэнергии не меньше 15 кВт; водоснабжение и возможность его разводки. Соответственно, нужно было получить согласие арендодателя на переделку помещения.
- Брендбук с фирменными цветами бренда, шрифтами и логотипами.
- Артикул клиентских кресел для закупки именно тех, которые используются в салонах сети.
- Чертежи всей мебели — мы делали ее под заказ.
- Контакты поставщиков рабочего оборудования, эксклюзивных брендов уходовой косметики, парфюмерии и полотенец.
Мы могли бы с этим всем справиться и сами, но это было бы дольше по времени, дороже, ну и шишек набили бы больше.
Нашей задачей было найти ремонтную бригаду, мебельщиков, сантехников, электриков и наладить контакты с поставщиками.
Собственник сети специально прилетел из Москвы, чтобы вместе с нами выбирать помещение под аренду, он отмечал те нюансы, на которые мы не обращали внимания, и охлаждал наш пыл.
В итоге мы нашли помещение площадью 60 м2 на улице Чапаева. Мы изначально хотели, чтобы салон был в старом центре города, рядом — парковка. В итоге все сложилось.
Мне была дана свобода в дизайнерском дооформлении салона. Я ввела в интерьер вещи, привезенные лично мной из Англии. Все они олицетворяют мужской бойцовский дух и традиционные английские хобби: бокс, футбол, охота, путешествия.
Культура барбершопов родилась в Англии, и я хотела это отразить через винтажные вещи.
Персонал
Изначально мы набирали мастеров с опытом работы не меньше года. Другие критерии: мужской пол, стильная внешность, опрятность.
Учитывая, что барбершопы только начинали открываться в Краснодаре, на больший опыт мы не рассчитывали.
Я разместила объявления на Авито, HH.ru, в группах поиска сотрудников в VK.
Желающих у нас работать оказалось много — пришло около тридцати человек. Это были ребята примерно одного возраста: 20-23 года.
Претенденты показывали на моделях, как умеют работать. Моделей я тоже нашла на Авито и в группах в VK.
Кандидатов оценивали собственник сети вместе с топ-барберами из московских салонов — мы пригласили всех их в Краснодар за свой счет.
Спустя шесть лет я уже сама провожу собеседования и могу оценить качество работы барберов, но тогда я в этом не понимала ничего.
В итоге мы отобрали двух мастеров. К слову, один из них работает в салоне до сих пор и уже сам топ-барбер с большим опытом работы и внушительным списком постоянных клиентов.
Сейчас в салоне работает четыре барбера, я хочу взять еще как минимум двух.
Клиенты
Первый месяц бывали дни, когда клиентов у нас не было вообще. Мы понимали, что базу надо нарабатывать. Целый день сидим, ждем. Потом — один клиент в день. Когда приходило три клиента, это был праздник.
Через три–четыре недели два клиента в день у нас уже были стабильно.
Сейчас ежемесячно у нас 50-60 новых клиентов. Но база постоянно меняется: кто-то «выбывает», кто-то «прибывает». Постоянных клиентов где-то 450–500 человек. К нам приходят уже семьями: стрижется папа, потом к этому же барберу идет сын.
Для нас очень важны именно постоянные клиенты, поэтому качество услуги должно быть высоким всегда. Эту ценность нам привил головной офис.
Как-то один наш клиент был в Турции и зашел в местный барбершоп. Разговорились с мастером, и выяснилось, что в Стамбуле знают барберов из краснодарского «Франта». Это, считай, признание уже на мировом уровне.
Шесть лет. Полет нормальный
В самом начале, когда бизнес-план расписывается на бумаге, все очень классно, но в реальной жизни не все так оптимистично. Поэтому, помимо первоначальных инвестиций, на первые шесть месяцев обязательно должна быть финансовая подушка: на аренду, зарплату сотрудникам, коммунальные платежи и другие ежемесячные расходы. Если ее не будет, велика вероятность, что через полгода бизнес закроется.
По нашей финансовой модели, выход в ноль ожидался через три месяца. По факту только где-то через полгода мы смогли полностью отбивать текущие расходы и начать постепенно возвращать инвестиции.
Через полтора года мы вернули полностью все вложения.
Сегодня оборот увеличивается ежемесячно примерно на 10%.
Удивительно, но в нынешних условиях мы не ощутили никакой просадки. Впрочем, как и во время пандемии. Как и все, мы не работали два месяца в 2020 году, но, когда салон снова открылся, мы продолжили работать на том же уровне и расти. Но ковид научил, что финансовая подушка должна быть всегда.
Переезд
Год назад салон переехал на улицу Рашпилевская. Здесь площадь больше: около 90 м2, само помещение просторнее, светлее, удобнее.
Но переезд был вынужденным: собственник по старому адресу продал здание, а новый владелец не собирался продолжать арендный бизнес.
По сути, мы открылись заново, и расходы были сравнимы с первым открытием — три миллиона. При этом мебель, кресла, оборудование, предметы интерьера у нас уже были, уходовую косметику и расходные материалы мы тоже не закупали.
Расходы были на перепланировку помещения и ремонт.
Сегодня открыть барбершоп стоит совсем другие деньги: 4,5 – 6 млн рублей. Нужно еще учитывать, что конкуренция значительно выше и форматом уже не удивить.
Значит, заявлять о себе нужно громче, а это большие расходы на рекламу. Сейчас я сама на такой стартап уже не решилась бы.
Более того, я наблюдаю, что барбершопы в Краснодаре стали закрываться. Мне регулярно звонят собственники и предлагают купить их салоны. Узнавая их показатели, я понимаю, что они работают в убыток.
Открывать второй салон в такое нестабильное время, как сейчас, мы не планируем. Но если текущая ситуация не усугубится, эти трудные времена мы переживем.
Вопросы задавала Дарья Бендарская