В Краснодарском музее Коваленко есть свой Веласкес (ну почти). Сейчас его можно посмотреть


Вообще, это известная история, но я о ней узнала только в эти выходные.

Я побывала на выставке «Романовы. Три века русской культуры». Название не должно обманывать - на выставке много западно-европейских вещей.

Какое отношение к Романовым имеет придворный живописец испанского короля Диего Веласкес, а главное, к музею Коваленко?

Оказалось, нашему музею принадлежит портрет одного симпатичного римского кардинала Камилло Асталли 1650 года.

Он выставлен сейчас среди прочих работ на Красной, 13.

Подпись там стоит вполне определенная.

Однако на сайте museum. ru сообщается, что этот портрет

“Написан в Риме, возможно, Хуаном Парехой, а завершен его учителем Д. Веласкесом”.

(Занятно, что имя ученика сайт написал полностью, а его знаменитого учителя - сокращенно, типа, и так все знают, что Веласкеса звали Диего).

Ну то есть эта работа - не стопроцентный Веласкес. Но все равно. Но возможно. Но почти.

Работа, конечно, потемнела, как и положено за 372 года.

В целях лучшей сохранности портрет поместили под стекло. Но, видимо, в целях экономии - под обычное стекло, не музейное, поэтому фотографию сделать невозможно, все бликует.

Остается просто найти его в интернете и еще раз рассмотреть (см. выше).

Работа написана примерно за 13 лет до смерти изображенного кардинала. Камилло Асталли умер в 44 года. Думаю, до конца дней он оставался красивым итальянцем, как на портрете, не успел постареть.

Заказан портрет был во время поездки Диего Веласкеса в Рим. Его шеф, король Испании, хотел, чтобы главный художник и дизайнер двора, а также администратор королевской коллекции закупил лучшие образцы итальянского искусства.

В Риме Веласкес занимался не только этим поручением, но принимал, конечно, и заказы. Например, написал портрет Папы Римского.

Камилло был не просто кардинал, а приемный племянник Папы. Может, помогал Диего выйти на Папу и в благодарность заслужил портрет?

Портрет Камилло - небольшой, можно сказать, скромный - всего 60 см в высоту. Но на самом деле, это два портрета.

Один - наш. Второй хранится в музее испанского общества в Нью-Йорке.
Как так получилось?

С Веласкесом в Рим приехал его слуга и по совместительству ученик - тот самый Хуан Пареха (кстати, мулат).

Можно предположить, что он сидел рядом с маэстро и рисовал ту же модель. Потом мастер прошелся своей рукой по работе ученика - и вуаля, два портрета.

Вот главный - с авторской подписью, взят из Википедии.

Но наш краснодарский портрет все равно замечательный, очень психологичный, мастерский.

Да и Хуан Пареха - тоже известный человек. В прошлом раб и сирота, он сделал свою карьеру рядом с Диего и потом, пережив его, остался работать в семейном бизнесе мастера живописцем.

Смотрите, какой портрет Хуана написал сам Веласкес в том же самом году в том же месте, то есть в Риме.

Как же достался нашему музею Коваленко такой бриллиант - этот портрет, созданный коллективным Веласкесом?

В 1929 – 1931 годах музейный фонд молодого советского государства щедро распределял между региональными музеями разные художественные ценности: чтобы в каждом областном городе были свои сокровища.

А в Краснодаре в это время заведующим музеем был легендарный (вот про кого нужно снимать кино) менеджер - Ромуальд Войцик.

У Ромуальда были обширные связи и цепкий глаз, поэтому наш музей заполучил в свою коллекцию и вагон русского авангарда, и поступления из петербургского Эрмитажа и московского музея Пушкина.

Конкретно портрет кардинала Камилло Асталли приехал из Эрмитажа. (Известно, что директор Эрмитажа Михаил Пиотровский мечтал и мечтает вернуть утраченное, но пока оборона крепка).

А как оказался этот портрет в Эрмитаже?

Он был подарен испанским генеральным консулом Николаю I. Вот вам и Романовы, про которых, собственно, выставка.

В общем, идите и смотрите.

Выставка очень намешанная, но потому и интересная. В частности, там есть прекрасная и смешная батальная сцена «Бой всадников на мосту» из Голландии - между прочим, работа украшала когда-то кабинет Петра I. Слегка похожа на мультфильм.

И Портреты Екатерины II, Пушкина, Наполеона. Есть копия с работы Рембрандта - тоже приехала к нам из Эрмитажа.






Хорошая выставка. Идет все каникулы. До 29 января.

Это был личный блог Анны Пчелиной.