Анастасия Куропатченко об "Афазии": Попытка проговорить происходящее с нами

Коллаж Кирилла Руденко

Премьера театральной критики на Кублоге. Краснодарский Молодежный театр выпустил «Афазию» – спектакль по фрагменту «Войны и мира» Льва Толстого. Анастасия Куропатченко написала, почему считает его очень своевременным.

Об Анастасии Куропатченко

Анастасия Куропатченко - родилась и выросла в Краснодаре. В 2000 году окончила факультет журналистики КубГУ, специализация «Периодическая печать». В 2008 году прошла стажировку в университете Гетеборга (Швеция) по специальности «Социальная и экологическая журналистика». Сейчас - журналист «КП»-Кубань».

Работала обозревателем по вопросам культуры в газетах «Краснодарские известия», «Кубань сегодня», заместителем директора Муниципального концертного зала, пресс-секретарем КМТО «Премьера». Номинант российской премии в области профессиональной журналистики «Редколлегия».

Что такое афазия

Афазия — это расстройство, при котором возникает полная или частичная утрата способности пользоваться собственной речью или/и воспринимать речь других людей.

Молодежка сыграла первую в сезоне 22/23 премьеру: в названной «именем» психосоматического расстройства семейной хронике, как в другом романе Льва Николаевича, «все смешалось» в доме Болконских.

Толстой, Плотников, Соловьев

Режиссер Александр Плотников, учившийся в московской школе Райкина у Камы Гинкаса и во ВГИК у Рустама Ибрагимбекова, – автор текста, а вернее вполне себе полноценной и, возможно, очень личной пьесы «Афазия».

В ней в кристаллическую решетку истории одной современной семьи встроена линия Николая и Андрея, Марьи и Лизы Болконских.

Достаточно сложная структура, словно живущая в нескольких временах сразу: от Отечественной 1812 года до Великой Отечественной и даже до катастрофы Чернобыльской АЭС. Сначала это пугает и путает, потом быстро затягивает и увлекает.

Словно ребенок, научившийся чему-то новому, постановщик говорит зрителю: смотрите, я умею и так, и эдак, и еще вот так. И демонстрирует всю палитру приемов и прихватов современного спектакля (иногда их слишком много).

Его и поддерживает, и местами осаживает художник-постановщик Константин Солдатов (на самом деле - Константин Соловьев, см. подробнее внизу текста - ред.), знакомый местному зрителю по стереодраме «Ромео и Джульетта» в театре драмы имени Горького.

Поддерживает осколками интерьеров двух эпох, видео-шарадами и застывающими парадными портретами-«цитатами». Осаживает – в сущности простой, понятной и работающей сценографией «Афазии».





Почему стоит идти?

Чтобы ощутить, как голоса двух больших артистов Молодежки – Светланы Кухарь и Алексея Суханова - даже в тесных им ролях-«клеточках» бабушки Нины и Сашеньки (по сути – рассказчиков) вызывают у тебя мурашки размером с желудь дуба, лежащий где-то на обочине дороги в Рязанщине.

Чтобы увидеть дуэт зрелой и витальной Полины Шипулиной в роли Марьи и новой в труппе, звонкой, поющей Виктории Кузнецовой в роли Лизы.

Чтобы услышать, как после звучания вторых скрипок и виолончелей «Премьер-оркестра» Дмитрий Морщаков ловко управляется с ударными, а Евгений Парафилов и Денис Юров берутся за гитары, пока князь Андрей в роли Александра Техановича танцует с сыном Николенькой (в роли сына – сын Евгения Парафилова Тихон; такая практика давно стала нормой для семейной и семейственной в лучше смысле Молодежки).

Вот только как Денис Юров делает после одного из премьерных спектаклей предложение своей девушке (нет, она не актриса) прямо на сцене, увидеть, увы, уж не получится.

И, конечно, на «Афазию» стоит пойти, чтобы почувствовать тот самый «синий ветер», о котором говорит герой Алексея Суханова: попытку уже сейчас проговорить и хоть частично осмыслить происходящее с нами всеми языковое расстройство - от того, что о самом волнующем можно и одновременно нельзя говорить.

Когда покажут снова?

Следующие показы «Афазии» пройдут 1 - 4 декабря 2022 года.

Мониторить телеграм Молодежки можно начинать уже сейчас, поскольку билеты разлетаются за считанные часы после появления их в кассе и на сайте. Обычно театр анонсирует старт продажи билетов на спектакли следующего месяца.

Гарантировано будете если не плакать и смеяться, то уж точно долго думать о вечном.

Накубложила Анастасия Куропатченко.

UPD:
Редакция и автор благодарят Алексея Суханова за комментарий, в котором он нас поправил: художник-постановщик “Афазии” - Константин Соловьев, петербургский сценограф, оформлявший в Краснодарском театре драмы два спектакля: «Записки из Мертвого дома» и недавно вышедший «Двойник».

Подписывайтесь на телеграм Кублога

1 лайк

Эти билеты - краснодарский бозон хигса. Я не могу их купить никогда, а точнее всегда. Пожалуйста, если успеете на раздачу, сообщите мне!

А где вообще продают билеты?

Внимание! Их продают прямо сейчас! Есть шанс.

все, продали. Не успела. :cry: