Данита Пушкарева: между Краснодаром и Петербургом (+ послушать кубанский рэп)

Художница и куратор Данита Пушкарева рассказала, как современное искусство завело ее в Камбоджу, в Петербург, в цифровую реальность и каким оттуда видится южный город детства и юности.

О Даните Пушкаревой

47 лет. Родилась и выросла в Краснодаре. В 2014 году переехала в Санкт-Петербург.

Куратор образовательных программ, художник современного искусства, арт-директор школы современного искусства «АЗартБУКИ». Член Союза художников России.

В 1997 году окончила КубГУ, художественно-графический факультет. Там же преподавала дизайн. В 2009-2014 изучала философию искусства в «Фотодепартамент. Институт».

В 2019 Получила дополнительное образование по специальности «кураторские исследования» в рамках совместной образовательной программы СПбГУ и Bard College (США).

Как художник работает в различных направлениях: живопись, скульптуры, паблик-арт, графические иллюстрации, NFT (цифровые объекты – ред.). Участвовала в выставках и фестивалях в России и за рубежом.

Развивает свой бренд DANITTA (цифровые работы).

Краснодар моего детства

В моем представлении, Краснодар – южный город со всеми его прелестями: избыточный, открытый, с маленькими уютными двориками, живым общением добродушных друзей, понятным привычным укладом жизни «мой сад – мой мир» …

Этакая привычка жить куренем, соблюдая границы.

Город растянут, многообразен, есть в нем разные фрагменты: индустриальные, исторические, железнодорожные, прогулочные.

Есть определенные районы города с шумными барами и клубами, парками, зоопарками.

Я пытаюсь обозначить общее впечатление от жаркого кубанского колорита, насыщенного контрастными картинками.

Город, в котором есть своя художественная жизнь, свои музеи, выставочные залы, Союз художников. Но в большей мере эта жизнь консервативная и провинциальная.

Всё хорошо, благостно, течет и меняется очень медленно, и на определенном этапе начинаешь ощущать недостаток информации – этот «законсервированный компот» становится невыносим, если хочется бурного развития.

Маршрут построен

В детстве мы все - художники, хотя у некоторых рисовать получается лучше, а у других хуже.

У меня получалось неплохо – я рисовала для себя и для других. Как и многие, я училась в художественной школе, в моем случае в школе №1 на улице Мира.

Еще в детском саду мама отдала меня в балетную школу – у меня была стройная фигура и длинные ноги. Но балетная школа была далеко, ездить было неудобно, а художка – рядом с домом.

После десятого класса выбор был окончательно сделан, и в 1992 году я поступила на художественно-графический факультет в Кубанский государственный университет.

Это была хорошая академическая школа, где меня научили технике живописи и рисунка. Навык до сих пор при мне, и я им пользуюсь.

Но история искусства, которую мы изучали в вузе, заканчивалась на Малевиче и Баухаусе (Bauhaus – легендарная школа дизайна в Германии, которая и сегодня считается международным центром авангарда – ред.), да и то они были поданы довольно скупо.

О том, что есть современное искусство, я не подозревала. Интернета еще не было, книги и альбомы по этой тематике в нашей университетской библиотеке отсутствовали.

Несмотря на то, что у меня были хорошие оценки по живописи и рисунку, для дипломной работы я выбрала графический дизайн, поскольку чувствовала в нем остроту современности.

Вы свернули с маршрута

После окончания вуза я начала работать полиграфическим дизайнером, потому что эта область давала возможность прямого контакта с современностью и цифровой средой. Это была новая возможность, которая тогда только начала приоткрываться.

Я хорошо освоила программы (Photoshop, Illustrator, InDesign, Premiere Pro, After Effects, CorelDRAW), и у меня было желание передавать этот опыт, поэтому с 2008 по 2011 годы я преподавала графический дизайн в КубГУ.

К этому времени до Краснодара докатилась волна бума современной фотографии, и фотография как медиум меня очень заинтересовала.

Я познакомилась с художниками и преподавателями Виктором Хмелем и Еленой Суховеевой и пошла учиться в их мастерскую современной фотографии.

К государственному образованию эта инициатива отношения не имела: в школе Хмеля и Суховеевой я получила знания, которые тогда в Краснодаре было больше негде получить.

В 2009 году Русский музей в Санкт-Петербурге инициировал первую собственную фотобиеннале.

Чтобы вытолкнуть меня в большой мир современного искусства, мои учителя отправили туда мой первый фотопроект «Сестры Карамазовы» и его приняли на выставку.

Конечно, для начинающего автора выставка в крупном музее – это большой аванс.

Это были годы тотального поиска новых знаний. Я работала дизайнером в рекламном агентстве, параллельно преподавала, училась, мало спала, делала авторские проекты, пробовала разные стили. Насыщенный период «хочу всё знать».

Будь по-твоему

От Елены Суховеевой я узнала, что в Петербурге есть другая частная институция «Фотодепартамент. Институт». Она давала возможность учиться современной фотографии онлайн. Курсы, которые я выбрала, касались не практики фотографии, а философии искусства.

С 2009 по 2014 каждый год я училась в группе куратора Алины Белишкиной. И каждый год мы защищали на летней сессии свои фотопроекты или делали выставки.

Сколько стоили курсы в «Фотодепартаменте», я не помню. Думаю, это не важно, но я могла себе это позволить, так как нормально зарабатывала и никогда не экономила на своем образовании.

Из жаркого Краснодара я привносила в эти петербургские онлайн-дискуссии эмоциональность и яркость.

Долгими зимними вечерами мы разбирали Барта, Рансьера, Агамбена, Мерло-Понти, Фуко и других мыслителей.

К тому времени в моей жизни уже начался складываться ощутимый разрыв между контекстом моего родного города, родителями и моими увлечениями.

Я продолжала жить в Краснодаре вместе с бабушкой, но все время общалась по сети с Петербургом и периодически туда ездила.

Все дискуссии про философию все-таки сводились к практике арт-проектов.

Мы должны были научится не просто повторять, а найти собственный уникальный голос.

Именно тогда я создала проект «Автопортрет» – с вышитыми портретами родителей, моими детскими фото и артефактами (например, там была медаль, которую давали в СССР при рождении ребенка).

Все эти артефакты на выставке я связала перекрестными нитями, чтобы зритель прочувствовал эмоциональное состояние художника.

Через этот проект я увидела: то, что я раньше считала путами, сковывающими меня, является также родственными связями, которые мне не хотелось бы терять.

С Юга на Север

У меня в руках были разные техники (живопись, рисунок, фотография, компьютерный дизайн), но каждую новую работу я продумывала не как отдельные картинки, а как цельный концептуальный проект.

Этапным для меня получился проект «Человек с лицом пейзажа». Местом для съемок я выбирала тайные уголки заброшенных хуторов, поскольку знала, что Краснодарский край богат на удивительные фактуры.

Я решила прочитать эту кубанскую глубинку через труды французского философа Мерло-Понти и теорию взгляда Лакана.

В одиночестве углублялась в леса (где-то в районе станиц Смоленской, Холмской, Динской, Линейной), где не было ни одного человека.

Заматывала себе голову тканью, прислушивалась, пыталась прочувствовать энергию природы через кончики пальцев. И фотографировала сама себя.
Мне кажется, концептуальные проекты нужно начинать с познания себя.

Проект получился честный и с выраженной теоретической базой, где я сама себе - и художник, и модель, и режиссер.

А в Краснодаре в это время проходил ежегодный международный фестиваль фотографии PhotoVisa – большой повод растормошить художественную тусовку города.

Благодаря ему в городе зазвучали новые имена, стали приезжать иностранные авторы, возникали новые выставочные площадки. Правда, эти площадки появлялись и довольно быстро исчезали.

На одной из них – в галерее «7-ART» – в 2012 году исполнительный директор фестиваля PhotoVisa Татьяна Зубкова предложила сделать мою первую персональную выставку с проектом «Человек с лицом пейзажа», который затем отправился в путешествие по разным городам: Стамбул, Мадрид, Сочи.

В том числе проект был показан в параллельной программе на знаменитой международной «Манифеста 10», которая проходила в 2014 году в Санкт-Петербурге.

А через два года в 2016 году этот проект занял первое место в номинации «цифровое искусство» на IV Якутской биеннале современного искусства.

Я получила благодарность от французского профессора Université de Paris VIII – доктора искусствоведения Элуа Фериа и впервые – денежный приз за свою авторскую работу!

Но мой настоящий выход за пределы Краснодара состоялся в 2012 году на III Балтийской международной биеннале.

Искусствовед Дмитрий Пиликин был куратором этого биеннале, отбирал работы художников. Мне посчастливилось попасть в число участников.

Я познакомилась тогда с арт-тусовкой Санкт-Петербурга, с художниками из скандинавских стран.

На этой биеннале был показан проект «Внутренний шоколад», над которым я работала три года.

Он заключался в специфическом формате общения с людьми старше 45 лет, в том числе я их реально поливала шоколадом и фотографировала.

Процесс фотографирования сам по себе становился неким психологическим тестом.

Точкой сборки всех портретов была стеклянная скульптурная голова с пустотами, куда наливался горячий шоколад. Таким образом участки мозга, испытавшие удовольствие, были хорошо видны.

Жаль, в выставочном зале было очень холодно, и шоколад моментально застыл.

Дмитрий Пиликин

Дмитрия Пиликина как исследователя всегда интересовало, как развивается современное искусство в других городах, помимо Санкт-Петербурга и Москвы. В нашу первую встречу он расспрашивал меня, как течет арт-жизнь в Краснодаре.

Он объяснял мне, что в региональности есть не только провинциальность, но свои таланты и особенности.

Дмитрий показал мне Петербург с неожиданной стороны, каким я его не знала.

Мы много гуляли по городу – в Петербурге оказалось много зелени и парков: Екатерингофский, Михайловский сад, Летний сад.

Провели целый день Эрмитаже, ходили в театр на спектакль Юрия Бутусова, который продолжался более пяти часов.

Забежали в крошечный бар «Шляпа», где музыкантов можно было буквально касаться рукой. К моему удивлению, оказались на живом концерте группы Billy’s Band!

Еще мы съездили на несколько дней в Москву посмотреть выставки.

После всего этого мне открылся мир новых возможностей, захотелось переехать в Петербург, пусть там временами дует пронизывающий ветер и вообще погода совершенно не соответствует краснодарскому темпераменту.

Любовь

Мы переписывались с Дмитрием год, обменивались мыслями, идеями, ссылками, рекомендовали друг другу книги, фильмы, музыку – находили точки соприкосновения интересов.

Появилась безумная идея совместного путешествия в Камбоджу. Дмитрий уже бывал в юго-восточной Азии и рассказывал об этом удивительные истории.

В мае 2014 мы отправились изучать знаменитые кхмерские храмовые комплексы Ангкор-Ват в Камбодже. Добирались до них длинным путем из Вьетнама по реке Меконг.

Мы планировали эту поездку заранее – за полгода. К этому времени уже существовали многочисленные сайты по продаже билетов и бронирования гостиниц. Это позволило существенно оптимизировать затраты, и вся поездка обошлась примерно в 2000 $ на двоих.

Вокруг была удивительная природа и совершенно другая жизнь!

Поездка открыла мне мир без границ. И я решила, что не хочу больше мучить себя выбором «дизайнер я или художник», собрала чемодан и уехала в Петербург.

Мы с Димой встретились в довольно зрелом возрасте, когда у каждого человека есть уже сложившийся характер и привычки, но, как это ни странно, никаких существенных противоречий, которые могли бы нас разъединить, не обнаружилось.

Уже 9 лет мы живем вместе и за это время не расставались больше чем на неделю. При этом друг другу не надоели, нам по-прежнему вместе интересно.

Вначале я хотела решительно порвать с Краснодаром и продать там свою квартиру. Но Дмитрий меня отговорил.

Сейчас мы живем, как иронично комментирует Дмитрий, «в напряженной точке культурного пространства Петербурга» – там, где пересекается проспекты Культуры и Просвещения. Это спальный район, который находится далеко от цента, но здесь много парков и зелени.

Кураторство

Переезд в Петербург потребовал нового качества знаний об искусстве. Я люблю учиться, и Дмитрий убедил меня продолжить образование, поэтому в 2015 году я поступила в магистратуру Санкт-Петербургского университета.

Так как экзамены я сделала хорошо, образование для меня было бесплатным. Я поступила на бюджет, и мне даже платили стипендию. Более того: за отличные оценки я несколько раз получала повышенную президентскую стипендию. На полученные средства мы купили качественный шведский унитаз.

Образовательная возможность, которой я воспользовалась, была уникальной, поскольку в тот момент новая программа СПбГУ «Кураторские исследования» позволяла получить европейское образования, не выезжая за границу. Она базировалась на опыте Bard College (г. Нью-Йорк) и давала широкое образование в сфере современного искусства.

Преподаватели были действующие кураторы и художники, поэтому мы начинали практиковать полученные знания прямо в процессе обучения.

Благодаря преподавательнице и художнице Наталье Федоровой я стала делать работы в жанрах медиа-арта, визуальной поэзии и даже выступила сокуратором международного фестиваля медиапоэзии «Форматирование памяти» в 2016 году.

Кураторский состав фестиваля медиапоэзии на вручении премии Курехина в 2016 году. Мы вошли в шорт-лист как лучший кураторский проект.

В качестве саундпоэзии я написала «Кубанский рэп», построенный на диалекте, где смешивались кубанский говор и английский сленг.

Эту работу я читала на юбилейном вечере литературного журнала «Транслит».

СЛУШАТЬ:

Русский язык звучит практически одинаково от Москвы до Дальнего Востока, но его формы дополняют местные говоров и «особые» словечки.

Я родилась на Кубани, поэтому в моем кубанском лексиконе достаточно много выражений, которые веселят петербуржцев.

В том же году Дмитрий позвал меня в качестве сокуратора на V-ю Балтийскую биеннале современного искусства. С тех пор я работаю и как художник, и как куратор.

Мы с Дмитрием создали несколько совместных художественных проектов. Иногда я хотела просто посоветоваться по поводу какой-то идеи, а в результате обсуждения оказывалось, что мы уже занимаемся проектом совместно.

Например, проект «Перекрестки» (Crossroads) вырос из обсуждения роли и значения отдельных работ Марселя Дюшана и Рене Магритта.

Мы создали довольно веселые объекты, в которых скрещивали идеи разных авторов. Скажем, скульптурный объект «Сушилка III Интернационала» – это совмещение образов знаменитых работ «Сушилка для бутылок» Дюшана и «Башни Татлина».

За это время я участвовала в выставках и ярмарках, и несколько моих работ купили коллекционеры.

Однако этого недостаточно, поэтому я продолжаю работать в сфере преподавания и графического дизайна.

#Диплом

В своей дипломной магистерской научной работе я исследовала связи образа и текста в современном изобразительном искусстве.

Мы живем в перегруженном информацией мире, где огромное количество визуального материала поглощает все внимание человека. Какую роль искусство как визуальный инструмент играет в этом процессе?

Кроме научной работы университетская программа требовала показать реальный кураторский проект. Я подготовила выставку французского художника Баби Бадалова – выходца из Азербайджана, его искусство сосредоточено на каллиграфии и текстах.

Данита Пушкарева курирует выставку художника Биби Бадалова в Новом музее в 2018 году.

Что такое любовь к цифровым медиа

От концептуальных проектов я постепенно перешла к синтетическим, где смешиваются разные жанры и техники: инсталляции, видео-арт, медиа-арт, звуковые медиаперформансы.

Все это вылилось в совместный проект с музыкантом и теоретиком Дмитрием Шубиным.

В 2017 году проект был презентован на международной конференции «Перформанс: Новые формы присутствия» в Российской академии художеств.

В нем мои рисунки – иллюстрации к роману Андре Бретона – буквально трансформировались в звуки.

Снова холст и масло

Сделав круг, в 2015 году я вернулась к живописи, но уже совершенно в другом качестве.

Хотя это была уже не живопись сама по себе, а проектное исследование определенной эстетики и формы. Серия называется «Эпизоды Ойкумены».

Я рисую такие постиндустриальные футурологические пейзажи, в которых стираю границу между реальностью и фантазией.

Это не только советские индустриальные руины, которых достаточно много в России, но также впечатления от фильмов и литературы, где звучит тема индустриального пост-апокалипсиса.

Живописный проект «Эпизоды Ойкумены» выставлялся на V-й Балтийской биеннале в Новом музее.

Но в моих пейзажах нет ужаса и депрессии пост-панка.

Скорее, это футуристическая архитектура и какие-то фрагменты инженерных конструкций, которые явно были созданы человеком, но уже растворились и поглощены временем и природой.

NFT и преподавание

Я продолжаю изучать искусство, углубляясь в новые медиа. Сейчас перешла в пространство NFT: показываю свои проекты на специальных онлайн-платформах и сама коллекционирую цифровые работы других художников.

NFT для неофитов выглядит как золотой ключик, но на деле совсем не так. Это довольно сложная структура, в которую нужно погружаться, изучать, и результат не будет быстрым. Это постепенно приносит дивиденды, но пока не очень большие.

Я не потеряла связь с Еленой Суховеевой из Краснодара и в прошлом году читала онлайн большой лекционный курс для ее учеников: «Как работать над арт-проектом», рассказывала об арт-стратегиях на примерах известных художников современного искусства.

В прошлом году я прочитала четырехмесячный курс лекций по современному искусству для учеников фотографической школы Елены Суховеевой, заработала денег и вложила в собственное развитие: купила мощный ноутбук для работы с видео и графикой.

Возможно, этот опыт лекций помог мне сформулировать идею нового образовательного проекта – «АЗартБУКИ». Это школа современного искусства с опорой на метод соучастия.

Идею и оригинальный метод преподавания мы разрабатывали в течение года совместно с Дмитрием Пиликиным и краснодарским дизайнером Надеждой Деликатной.

Обыватель думает, что художник – это человек, который что-то пишет красками или рисует, однако искусство уже далеко ушло от этой модели.

Курс рассчитан на неподготовленного слушателя и дает основы современного искусства через анализ классического искусства. Мы запускаем офлайн-программу в январе 2023 года на базе петербургского Арт-центра «Пушкинская 10».

Планируется, что у проекта «АЗартБУКИ» будут и выездные сессии. Пока мы на стадии переговоров с институциями, которые интересуются новыми методами преподавания в сфере современного искусства.

Программа находится в стадии апробации.

Мой Краснодар

Обычно мы с Дмитрием приезжаем в Краснодар к родителям каждое лето на 2-3 недели.

Это по-прежнему мой родной город, и я слежу за тем, что здесь происходит в сфере искусства, посещаю выставки и музеи.

Конечно, в Петербурге я скучаю по яркому солнцу, теплой погоде и душевному общению с друзьями.

На мой взгляд, Краснодар остается пространством отдельных стратегий для художников, которые слабо соединены друг с другом. То есть какого-то единого культурного поля здесь не существует.

По сути, в городе почти нет мест, где можно адекватно показывать современное искусство.

Модернизация музея Коваленко так и не состоялась, его развитие остановилось в 1970-х.

Единственная площадка, которая поддерживала современный уровень, была «Типография» (признана в РФ иноагентом), но и она исчезла.

В результате художники с амбициями предпочитают делать карьеру в Москве или за рубежом, как, например, арт-группа Recycle.

В России (а тем более в Краснодаре) пока не сложилась нормального рынка современного искусства. И художникам достаточно тяжело жить за счет продажи собственных работ.

Это могут себе позволить только единицы. Поэтому художники часто выбирают для себя работу в дизайне, преподавании, ищут гранты или меценатов.

Эта ситуация мне кажется довольно печальной, и ее надо решительно менять, если мы хотим видеть Краснодар современным городом с собственной оригинальной идентичностью.

Думаю, город нуждается в институции, которая будет заниматься исследованиями и выставочной деятельностью в сфере современного искусства.

Движение к новым ориентирам происходит постепенно, как бы пространство ни сопротивлялось.

Развитие современных идей приходит через дизайн, бытовые привычки, ежедневные ритуалы, да даже через ремонт собственной квартиры.

Но, конечно, очень важно и элементарное желание узнавать новое и быть к нему открытым.

Подготовила Дарья Бендарская.

Читайте также:

Подписывайтесь на телеграм Кублога.

1 лайк

Вдохновляющая история. Рада, что начала с нее свой день.