Дарья Михайлова: "Все стали обращать внимание на маленькие аэродромы". Где летает частная авиация Юга России в 2022-23 годах

Взяли интервью у Дарьи Михайловой, основательницы компании «Хочу летать» (организация аренды вертолетов, частных самолетов, прыжков с парашютом): о закрытом небе, оставшихся возможностях, строящихся аэродромах и о том, что в Краснодар все-таки можно прилететь.

О Дарье Михайловой

39 лет. По образованию экономист, окончила Кузбасский институт экономики и управления.

С 2010 года работает в сфере координации работы аэродромов, продвижения и популяризации авиационных видов спорта, проведения мероприятий регионального, федерального и международного уровня.

В 2014 году переехала в Краснодар, продолжила заниматься в этом же направлении. В 2016 году основала собственную компанию «Хочу летать».

Воспитывает двух детей: дочери 15 лет, сыну 7 лет.

В сентябре 2022 года я как будто перенеслась в беззаботное прошлое на фестивале воздушных шаров «Небо Предгорья» в станице Андрюки (Московской район): всё летает, ничто этому не препятствует, люди счастливы. Я в моменте прямо забыла, что происходит в мире.

Что происходит в мире

Росавиация ввела режим временного ограничения полетов с 24 февраля 2022 года на территориях, граничащих с Украиной. Аэропорты Анапы, Белгорода, Брянска, Воронежа, Геленджика, Краснодара, Курска, Липецка, Ростова-на-Дону, Симферополя и Элисты не работают. В Краснодарском крае функционирует только аэропорт в Сочи.

Аэродром в Андрюках сейчас начал новую жизнь, туда перебазировались владельцы воздушных судов из Краснодара.

Во времена, когда небо в Краснодарском крае было открыто, владельцы воздушных судов на легкомоторных самолетах могли из Псебая слетать в Краснодар, чтобы пройтись по магазинам. Или махнуть в Голубицкую – там есть зарегистрированная взлетная полоса вдоль пляжа. Искупались – дальше в Анапу.

В хорошие времена

Вообще, Краснодарский край – уникальное для полетов место. В каждом уголке есть аэродром со своей авиацией, и она абсолютно разная!

Справка. Некоторые из аэродромов легкой авиации рядом с Краснодаром: «Пластуновская», «Свободный» (пгт Афипский), «Агадум» (г. Крымск), «Азимут» (ст. Новотитаровская), «Андрюки» (Псебай), «Северская», «Владикавказ».
В мае 2022 года владелец группы компаний «Абрау-Дюрсо» Борис Титов сообщил, что в Северной Озереевке планирует строить взлетную полосу для малой авиации.

Например, до запрета на полеты у нас был классный маршрут на винодельню «Собер Баш». Вертолет забирал гостей из Краснодара, за 15 минут доставлял в станицу Северскую – там очень красивая площадка! Дальше - на дегустацию в винодельню.

На обратном пути вертолет совершал обзорную экскурсию над Краснодаром. Вся поездка занимала два часа и стоила 86 тысяч рублей за полет независимо от количества человек. На тот момент (до сентября 2022 года) такой ценник был прямо вау как дорого, но два-три заказа в месяц случались, особенно в летний сезон.

Были заказы на аренду вертолета для выполнения перелета в Геленджик, Анапу, Сочи. Стоило такое удовольствие около 150 тысяч рублей.

Почему летать на вертолетах дорого

Вертолет в четыре-пять раз дороже самолета уже при покупке судна. К примеру, самолет можно купить за 5 миллионов рублей, а цена вертолета начинается от 25 миллионов.

Ценник на обслуживание вертолета тоже умножаем на четыре по сравнению с самолетом. Если обучение на коммерческого пилота самолета стоит миллион рублей, то на пилота вертолета – 2,5 миллиона рублей.

Так что перелет на вертолете априори не может стоит дешево.

Как я попала в авиацию

Я - экономист по образованию, изначально не имела отношения к сфере полетов, не была экстремалом, жила в Кузбассе. В 2010 году я осталась без работы с маленьким ребенком на руках и из небольшого городка уехала в Кемерово, чтобы найти там работу - любую.

Как-то в десять часов вечера раздался звонок. Женский голос:

«Мне нужна помощница на аэродроме. Готовы завтра в шесть утра выехать?»

Я не раздумывала, и утром совершенно незнакомая мне женщина увезла меня куда-то в поле.

Это была коммерческий директор аэродрома, который строился на границе Кемеровской и Новосибирской областей. Я была единственной, кто ответил на ее экстренный звонок в десять вечера. Вот что может стать решающим проходным баллом при устройстве на работу.

Сегодня небольшой аэродром «Танай» известен на весь мир: в 2021 году там проходил «Мондиаль» – чемпионат мира по парашютному спорту (до этого его всегда проводили в Дубае).

Сначала я была координатором: машину заказать, что-то согласовать. Уже через два месяца меня поставили управляющей аэродромом, хотя вообще-то никто не мог правильно обозначить мою должность. Я отвечала частично за административную, частично за авиационную, частично за бухгалтерскую сферы. И параллельно координировала работу манифеста – это место, где формируются полеты с парашютистами. Вторая моя должность так и назвалась - манифест.

В 2012 году меня назначили заместителем председателя правления Федерации парашютного спорта Кемеровской области.

Мы проводили соревнования сначала регионального уровня, потом – чемпионаты России в разных дисциплинах по парашютному спорту. Наконец, в 2014 году провели чемпионат мира по парашютно-горнолыжному двоеборью (пара-ски). Я занималась его организацией.

В чемпионате участвовали девять стран: Россия, Германия, Австрия, Нидерланды, Чехия, Швейцария, Словения, Италия и Черногория.

Аэродрому «Танай» я посвятила четыре года своей жизни, сильно выросла, но после чемпионата была настолько морально и физически измотана, что сказала: «Ребята, отпустите меня. Я устала».

Мой мужчина, парашютист и инструктор, предложил:

«Поехали в Краснодар, там есть аэродром, буду там прыгать».

И через две недели мы переехали.

Краснодарский взлет

Парашютный спорт – очень тесное коммьюнити. Меня пригласили на аэродром в Энем - наладить работу по организации пребывания людей, готовящихся прыгнуть с парашютом: бронирование прыжка, передвижение на аэродроме, формирование борта, его своевременный взлет.

Нужно было создать систему: приезжает человек - и в течение часа он должен прыгнуть, а значит оформиться, оплатить, заполнить заявление, пройти доктора, инструктаж, переодеться и попасть в самолет.

Уже через несколько дней меня взяли и на должность манифеста. Работа была только на выходных – не пыльная для меня.

Мои новые знакомые в Краснодаре, узнавая, чем я занимаюсь, говорили:

«Мы тоже хотим прыгнуть с парашютом».

Это и стало первым шагом к собственной компании.

Я записывала людей, они приезжали, аэродром платил мне комиссию за привлечение людей (Дарья не захотела сообщить размер комиссии – ред.).

Поскольку я - хороший продажник экстрима, загрузка от меня была более 50% от общего объема прыжков на аэродроме. Например, из 30 тандемов 15 были по моей рекомендации, еще 15 сами приезжали.

Буквально через 2-3 месяца ко мне обратился еще один кубанский аэродром (Дарья не сообщила название - ред.), на котором имелся пилотажный самолет и самолет, рассчитанный на трех пассажиров.

И я стала также рекомендовать тем, кто хотел «полетать», этот аэродром и его самолеты. К слову, «полетать на самолете» – некорректная формулировка. Правильнее говорить «аренда воздушного судна».

Подтянулись все

Так постепенно ко мне подтянулись разные структуры из частной авиации со своими предложениями: аэростаты, самолеты, вертолеты, планеры, автожиры (гироплан, гирокоптер – ред.).

!Фото предоставлено компанией “Хочу летать”|690x460](upload://hNlVS38vGT6h018Y60XcU186y2M.jpeg)

Частная авиация – затратный бизнес, и владельцы летательных аппаратов ищут возможности покрыть свои расходы: зарплату авиатехникам, аренду стоянки, расходники, техническое обслуживание.

В 2015 году я начала сотрудничать с Федерацией воздухоплавательного спорта Краснодарского края. В том же году мы впервые провели фестиваль воздушных шаров в Крыму: сначала в Феодосии, потом на Белой скале.

Я предложила возить людей в Крым на аэростатах. Мы начинали с 2-3 шаров, на следующий год федерация выделила уже семь воздушных шаров. Перед пандемией, в 2019 году, их было 27.

Своя компания

Вообще, в Краснодаре еще в середине 2010-х были компании, например, «ПрезентПрофи» или Vip Surprise, которые предлагали полеты на аэростатах или на самолете ЯК-18. Ну и заодно - конные прогулки, уроки живописи, фотосессии, посещение стрелкового комплекса.

Моя компания, которую я зарегистрировала в 2016 году, была единственной на тот момент, которая занималась только авиацией. Перед СВО было уже 5-6 разных компаний на этом рынке, в том числе в наш край начали заходить москвичи.

Оформление своей компании оказалось долгим процессом, где-то год он занял, поскольку никто тогда не знал, как это делать правильно.

Но в итоге я зарегистрировала компанию как ООО, завела кассу и стала нанимать сотрудников, в первую очередь, консультантов, которые принимали звонки и записывали бронирования. С аэродромами я рассчитывалась официально по расчетному счету. Платила все налоги.

Изначально мы арендовали маленький офис на Красной, 160. Там мы просидели пять лет. Наконец в 2021 году мы арендовали большой офис в деловом центре «Оскар». Аренда вместе с коммуналкой и оплатой услуг уборщицы выходила около 50 тысяч рублей в месяц.

Своих судов у нас никогда в собственности не было, компания является коммерческим эксплуатантом.

Работаем на возвраты и зарплаты

В 2021 году мы активно отработали 3-4 месяца курортного сезона. Потом наступила зима. А потом – 24 февраля.

С 1 апреля 2022 года мы съехали из офиса и стали работать на удаленке.

21 сентября, когда объявили мобилизацию, стал адовым днем в истории нашей компании. Заявления на возврат шли десятками. Люди звонили, писали, требовали назад внесенные в качестве предоплаты деньги.

Кто-то с пониманием относился к ситуации, а кто-то кричал: «Ничего не знаю, у вас срок возврата десять дней. Что хотите, то и делайте». Были и те, кто в суд подал.

Сертификаты на полет действуют год. Нам, конечно, пришлось, их продлить еще на год-два вперед, когда небо было закрыто из-за пандемии, а теперь – из-за СВО.

Мы до сих пор возвращаем деньги. Все средства, которые сейчас есть в компании, идут на возвраты – на сегодняшний день это больше одного миллиона рублей.

У меня есть обязательства перед клиентами, и я должна их выполнить.

Безусловно, остаются ежемесячные затраты на компанию (Дарья отказалась говорить, сколько, – ред.): это зарплата сотрудникам, которые работают на окладе, бухгалтерия, налоги.

Что осталось

Зона закрытия неба заканчивается за Майкопом. То есть летают Мостовский район, Армавир, Сочи, Ставропольский край.

Мы заключили контракт с компанией, которая занимается организацией полетов на вертолете в Сочи.

Прогулка 15 минут на вертолете начинаетсяот 55 тысяч рублей. Часовые прогулки - 140-200 тысяч рублей.

Перелет в Краснодар – около 500 тысяч рублей. Да, в Краснодар можно прилететь, но каждый такой перелет согласовывают с военными, заранее нужно подать заявку и предоставить список пассажиров. И тогда в определенное время разрешают пролететь туда и обратно. Безусловно, это стало дороже, но это возможно.

Услугами по перелету из Сочи пользуются в основном те, кому в условиях закрытого неба нужно быстро добраться, например, в Геленджик, Анапу или еще на какой-то курорт.

Но они бронируют перелеты напрямую в сочинской компании, которая занимается такими перевозками. А у нас таких заказов сейчас практически нет.

И вообще, для обычного человека такие перелеты уже не интересны из-за их высокой стоимости. Даже наши бизнесмены говорят: мы, наверное, возьмем какое-нибудь бизнес-такси и на нем уедем.

Поэтому мы сегодня больше концентрируемся на ближайших к Краснодару локациях, например, в Мостовском районе, Армавире, Ставрополе, Ессентуках.

Скажем, вы приехали в Мостовской район покупаться в термальных источниках - и полетали над окрестностями.

Аэродромы не прекращают

Отказаться от этого бизнеса – нет, конечно! Я безумно влюблена в небо. Я настолько увлечена этой историей, что даже мысли такой не допускаю.

Из моих будущих планов – развитие и популяризация аэродрома в Ставрополе. С таким предложением ко мне обратился один из руководителей авиационной сферы Ставропольского края.

Познакомились мы с ними как раз на фестивале в Андрюках. Сейчас мы уже планируем загрузку аэродрома на февральские и мартовские праздники. На майские праздники наметили авиационный фестиваль, в июне хочу провести там пилотажные соревнования.

Понятно, что великие деньги эти проекты не принесут – они больше для поддержания штанов. Но по крайней мере, период депрессии, уныния и рефлексии, как дальше жить, мы миновали и готовимся к следующему году.

Небо закрыто не навсегда. Активно расширяется аэродром Белевцы в районе станицы Новотитаровской. Это легендарное место в том числе потому, что там проводился фестиваль малой авиации KubanAirShow.

Сейчас поменялся владелец этого аэродрома. Его активно восстанавливают, строят новые ангары, здание для гостей, закупают новые самолеты.

Там уже большой технопарк, есть даже реактивный самолет Л-29, который стоял там лет десять. Его долго восстанавливали на средства нынешнего владельца аэродрома.

На данный момент проводится оформление документов для получения свидетельства летной годности для этого судна. Так что теперь у нас в Краснодарском крае будет свой реактивный самолет, на который можно будет посмотреть в небе, когда откроется воздушное пространство. До этого Л-29 летал только во Владикавказе.

В Белевцах теперь есть и свой летно-учебный центр, где можно получить специальность частного пилота.

Сейчас развивается и аэродром в Ессентуках. Я там была в этом году. Очень понравилась локация. Аэродром старенький, но владельцы планируют вкладывать в него.

Из-за того, что Краснодар сейчас не летает, все стали обращать внимание на такие маленькие аэродромы, приводить их в порядок.

Раньше мне многие говорили, что нужно расширять географию – идти в Ставропольский край, Ростовскую область, Крым.

Я отвечала: «Да-да-да, вот сейчас-сейчас!» и ничего не делала. А сейчас пришлось. И сразу нашлись и время, и возможности.

Я почему-то уверена, что все будет здорово.

Накубложила Дарья Бендарская.

Подсаживайтесь на телеграм Кублога .

Читайте также: