Елена Даутова: Как издавать свою печатную газету для одного района города

В Краснодаре уже восемь лет наращивает тиражи газета «“Витамин” и окрестности» , ориентированная на аудиторию северной части краснодарской агломерации: частично относящейся к Краснодару, частично - к Динскому району. Кублог взял интервью у Елены Даутовой - основательницы и редактора издания. Поговорили о том, как делать газету в одиночку и получается ли из этого бизнес.

Что такое "Витамин" в Краснодаре

«Витамин» - это народное название района бывшего витаминкомбината, который находится на севере города. Комбинат биохимических и витаминных препаратов в Краснодаре был построен в 1939 году. Перестал существовать в 2000-х.

Вокруг предприятия была построена социальная инфраструктура, которая стала основой нового поселка. Район принадлежит Прикубанскому округу Краснодара, а граничащий с ним поселок Южный – территория Динского района.

О газете «"Витамин" и окрестности»

Газета «“Витамин” и окрестности» выходит с декабря 2014 года. Восемь полос А3. Тираж в 2022 году – 8 тыс. экземпляров. Периодичность - раз в две недели. Есть телеграм-канал издания.

О Елене Даутовой

Елена Даутова - создатель и редактор районной газеты “Витамин и окрестности”. Родилась в станице Должанской Ейского района, в Краснодаре с 1991 года. Закончила филфак КУбГУ, с 2007 года живет в поселке Южном.

Ты создавала газету как бизнес или просто решила, что району не хватает своего бюллетеня?

Я в какой-то момент поняла, что местной газеты не хватает лично мне. Я предположила: может, она есть, но я о ней не знаю? Спросила - нет. В наших краях – или газеты Динского района, или общегородские.

Идею собственной газеты я крутила в голове года три. Занималась я тогда совершенно другими делами.

С 1997 по 2008 годы я летала на Крайний Север и работала там в редакции газеты газодобывающего предприятия. Его сотрудники в основном вахтуются, то есть работают по графику «месяц на месяц» или «два на месяц». Мы тоже вахтовались.

Я работала сначала корректором, потом корреспондентом, а иногда приходилось подменять наборщиков и исполнять обязанности редактора. Получилось, что я могу делать всю газету одна.

После увольнения я очень хотела иметь свободный график работы. И еще делать что-то, чего больше никто не делает. Стала изготавливать ширмы и лоскутные одеяла.

А когда начала думать о своей газете, поняла, что мне и нанимать никого не надо. И не надо арендовать помещение. И машину я вожу.

А зачем машина?

На встречи ездить, материал собирать. Газету развозить.

Начинала я с тысячи экземпляров. Честно говоря, тогда я не была уверена, что газета кому-нибудь нужна, кроме меня.

Но она существует уже восьмой год. И восьмой год я выслушиваю: да кто сейчас читает газеты? Но попробуй в назначенный день не привези. Аудитория, замечу, 35+, а не только бабушки, как многие думают.

Самый большой тираж был пока 8 500, хочу минимум до 10 000 его увеличить, как будет возможность.

Как распространяешь?

Развожу на своей машине по району. Сейчас вот помощник появился, тоже с машиной, ура.
Около 100 точек распространения: в основном продуктовые магазины, школы, садики, почтовые отделения, администрация, поликлиника. По почтовым ящикам - не, только если соседи друг другу заносят, такое тоже есть.

Какой ареал охватывает издание?

Район витаминкомбината, Южный, Лекраспром, Прогресс, Водники, Северный, 9-я Тихая, Молодёжный, ближайшие дачи.

Какой у тебя контент?

Всяческие полезности, новости, воспоминания старожилов, местная история, рассказы о людях. Поздравления, объявления, реклама.

С самого начала у меня была идея рассказывать людям о том, что хорошего, классного есть на нашей территории. Мне хотелось знакомить людей с тем, что есть на соседней улице. И совершенно не хотелось погружаться в социалку.

Но со временем стало понятно, что я никуда от этого не уйду, это важно. Это стало важно лично мне.

И какие звучат социальные темы?

Да как во всём городе: дороги, тротуары, мусор, транспорт, управляющие компании, зелёные зоны, переполненные школы-садики-поликлиника. Просто всё это с местными адресами.

Когда пришла реклама?

Ой, я считала, что заниматься рекламой – это фу-фу-фу. И первый тираж я пыталась продать. Развезла тираж по нескольким магазинам и попросила продавать по 10 рублей. Никому не известная газета перед Новым годом. Это было очень смешно.

Как ни странно, несколько экземпляров купили какие-то добрые люди. Но я поняла, что продавать её читателям я больше не буду. Рекламодателям – да.

Реклама появилась уже со второго номера. Два-три макета были платными, а несколько других – бесплатные, чтобы просто показать, что так можно.

Когда газета стала окупаться?

Тот-то и оно, что как бизнес я ее не затевала, это больше эмоциональный проект.

Газета сразу стала сама себя кормить, то есть расходы на печать окупались с первых выпусков. Но я не задумывалась о том, что она и меня кормить должна.

Плюс у меня были проблемы с учетом, я - разгильдяй большой. Но мой проект воспитывает меня, заставляет быть более собранной, организованной. Сейчас, если бы не кредиты, я бы нормально уже зарабатывала.

Я уверена, что проект перспективный, у него есть бизнес-потенциал. И считаю, что подобные газеты должны быть в каждом районе города. Рада поделиться опытом, если кому-то это будет интересно.

Ты готова провести лекцию и рассказать, сколько надо инвестировать, сколько можно заработать?

Если про «инвестировать», то это не ко мне, я плохой бизнесмен, я только учусь бизнесу.

Но я могу рассказать о том, как строить саму работу, по своему опыту. Что повторять за мной, а что не повторять.

На базе газеты, кстати, мы с соратниками несколько раз выпустили местный справочник, он имел бешеный успех.

Сколько у тебя соратников?

Сейчас у меня есть волшебная соратница Олеся Саврук, которая пишет часть текстов и ходит иногда на встречи с официальными лицами.

Время от времени жители района сами что-то присылают - о каком-то человеке или о проблеме, или о празднике, который сами организовали. Могут быть материалы для публикации из школы или библиотеки. Или от местной администрации, поликлиники, если им требуется о чем-то проинформировать граждан.

Какой был тираж справочника?

Самый большой - 4 500 экземпляров. Выпустили его три раза. Первые два - в 2015 году. Это трудозатратно. Первый справочник готовили вместе с подругой Леной Степуриной, она маркетолог. В то время она жила в Молодежном, но недавно переехала в другой район. Вообще, хочу целую команду соратников собрать, но пока с этим не складывается.

Я около шести лет работала дома, а потом поняла, что нужен офис. Я захотела ходить на работу! И вот в прошлом году он у меня появился: трехкомнатный офис на первом этаже бывшего административного здания витаминкомбината, оно советское насквозь, с толстенными стенами, очень атмосферное.

Вообще-то я собиралась снять одну комнату. Но когда увидела это помещение, решила, что вау, надо брать.

Давай хотя бы одну цифру сообщим. Сколько стоит печать 1 тыс. экземпляров газеты в типографии?

Печать тиража в 8 тысяч экземпляров мне сейчас обходится в 18 000 рублей. Мне доставляют тираж из ставропольской типографии. В Краснодаре дороже.

Сколько стоит аренда офиса?

Около 13 000 рублей в месяц.

Кублог: Остальные цифры о своем бизнесе Елена Даутова не сообщила.

Зачем столько комнат?

Потому что я хочу, чтобы появился музей местной истории, и в одном из помещений я его «начала»: там редкие архивные фото на стенах. Люди активно ими делятся со мной, многие я публиковала в газете.

Вообще, я ничего не знала о своем поселке и о комбинате, пока не начала делать газету. Одна из причин, по которой я стала ею заниматься, - поняла, что не чувствую место, где я живу.

Мой дом - на краю поселка, почти у города, и все интересы у меня первое время (Елена преехала в Южный в 2007 году – ред.) были в Краснодаре: дела, подруги.

Я подумала: проживу здесь до старости, даст Бог, а так и не узнаю, что делается на соседней улице. А сейчас идешь по району - и все имеет значение. Знаешь, кто из знакомых в этом доме живет, какой у кого закрылся/открылся бизнес, кто приехал, кто уехал отсюда.

У меня сейчас знакомых на территории района – не одна сотня человек уже.




Кто-нибудь приходит в этот музей?

Нет, я об этом как-то народ не оповестила и табличку не повесила. Я всё ещё местами разгильдяй.

То есть ты пока единственный посетитель этого музея?

Нет. Во-первых, я тут не одна, у меня есть соратники. Ну и другие люди приходят. Но я никак не сделаю из редакции общественный клуб, а хотелось бы.

Задавала вопросы Анна Пчелина.
О районе Витаминкомбината можно почитать также здесь: Как чудесно названы улицы
Подписывайтесь на телеграм Кублога .

Задумалась, что прибыльнее: своя районная газета или свой районный телеграм-канал.

Так не раскрыт объем бизнеса. Предполагаю, что канал в Телеге гораздо прибыльнее, но человеку же нравится.

Слушайте, наконец, в Краснодар вернулась журналистика.

Уже год как стало понятно, что “Витамин” - это какое-то наше маленькое кубанское явление и надо бы к нему присмотреться. Спасибо, Анна!

2 лайка

Geoilog, делитесь новыми идеями!

2 лайка