Елена Нефёдова: Мы – закрытая секта

В начале октября фонд Олега Дерипаски проводит в Усть-Лабинске большой казачий фестиваль. О том, зачем сегодня людям фольклор, Кублог поговорил с Еленой Нефёдовой. Математик по образованию, три года назад она основала в Краснодаре некоммерческий клуб «Песенный круг», где поют аутентичный фольклор.

О Елене Нефёдовой

Елена Нефёдова – художественный руководитель собственного клуба «Песенный круг». Участница различных песенных и голосовых семинаров, занятий и лекций, посвященных фольклору.

Лена, у тебя есть музыкальное образование?

Музыкальная школа по классу гитары. Папа увлекается музыкой, у меня хорошая наслушанность. В семье пели бабушки и дедушка. Мама ходит на спевки в клуб, но это уже я ее вдохновила петь.

Петь мне всегда нравилось. Но я стеснялась. И таких, как я, много. Мы, современные люди, почему-то в себе это давим. Нам кажется, что кто-то лучше поет, чем ты. Поэтому не поем.

А с чего началось увлечение фольклором? И почему именно им?

Я познакомилась с преподавателями из Питера – Галиной Парфеновой и Ольгой Анисимовой. Благодаря им узнала о другом подходе к пению – пению для себя.

Соответственно, почему фольклор? Его хорошо петь вместе. Без музыкальных инструментов, акапелла. В этом заключено зерно самого фольклорного пения. Это мне в нем и нравится.

Как проходят такие семинары? Вы на них в основном поете?

Да, преподаватели приносят какие-то песни, мы их разбираем, потом поем. Музыкальной грамоте на этих семинарах не учат. Тренеры направляют сам процесс пения, чтобы люди получали удовольствие от совместного звучания.

Это платные занятия?

Есть и платные, и бесплатные.

Что тебе самой дают эти мастер-классы?

Мне было около 35 лет, когда я начала заниматься фольклором. Представьте, всю жизнь ты не пел и вдруг начал. До этого столько лет стеснялся, думал, что ты этого не можешь. Оказывается, можешь, все хорошо. И это тебя очень раскрепощает, прямо поднимает на уровень выше. Я поняла, что у меня какая-то внутренняя базовая потребность звучать совместно.

Что в представлении современного обывателя фольклор? Три какие-то заезженные песни, которые крутят из каждого утюга или поют на ярмарках, выборах и на улицах по праздникам, – «Валенки», «Едут казаки» или «Варенички». И все это под «тыц-тыц-тыц».

А настоящий фольклор – это такая глубина. Вот я нырнула и все опускаюсь, опускаюсь, и вообще не видно дна, вокруг тебя эта толща. Это сравнимо с каким-то глубоководным погружением. Настолько огромный массив информации. И все это надо перерабатывать, добывать какие-то алмазы. Это изучение мое как началось, так оно и не заканчивается. Мне это нужно для своего личного развития.

Уроки вокала ты все-таки начала брать?

Ни одного в жизни. У нас есть голос. Мы просто можем взять и запеть. Пение – это так же естественно, как разговаривать. Если провести аналогию: чтобы танцевать, не нужно быть танцором. Танец – это так же естественно, как движение. Шаманы об этом помнят, а мы забыли.

Как ты решилась на свой песенный клуб?

Точкой отсчета стал семейный лагерь «Туристята», где я проводила спевки для взрослых. Людям, которые пришли ко мне, так понравились занятия, что мы решили их продолжить, когда вернулись в город.

Я разработала курс занятий. Хотя у меня нет никакого преподавательского опыта. Но есть организаторские способности и умение людям что-то донести. Все меня поддерживали и подбадривали. Базовая аудитория – те, кто приходил ко мне на спевки в семейном лагере. И есть люди, которые ходят на занятия все три с половиной года.

Это в основном женщины?

И мужчины, и женщины разных возрастов. Дети с нами не поют, им это не очень интересно, поэтому играют рядом. И хорошо, что рядом: они слушают песни, запоминают наизусть и потом поют дома.

Занятия в клубе платные?

Бесплатные, я вообще ничего от них не получаю.

Вы арендуете помещение?

Нет, мы занимаемся при одной из общественных организаций, нам выделили комнату.

Какой у вас вообще репертуар?

Это песни разных регионов России, включая кубанский фольклор. У нас нет ограничений, мы не занимаемся изучением песенных традиций какого-то определенного места. Есть грузинский, сербский фольклор. Мы берем то, что нам нравится. Репертуар сложился из моих симпатий к тем или иным песням. Но русский фольклор – это база.

А бывает такое: «А давайте вот это споем или вот это?», а ты: «Нет, это не аутентичный фольклор, петь не будем?»

Были робкие поползновения, которые сразу пресекались (улыбается). «Король и Шут», например, предлагали. Или романсы, которые я не люблю. Они скучные, мелодия легкая, неинтересная. А надо, чтобы мозг скрипел. Я строгая, да. А иначе как собрать людей, чтобы они пели вместе.

Зачем люди приходят в клуб?

У людей чаще всего один запрос: они хотят звучать. Приходят те, кому это нужно. Остаются на занятие и потом решают для себя, реализовался этот запрос или нет.

Случалось, что я людям отказывала. Вижу, что человек здесь не приживется, не найдет здесь то, что ищет. Были люди, которые хотели бы попасть, но я их сама не зову. То есть мне надо все-таки лично понравиться, это же мой проект.

У меня нет цели кого-то привлекать в свой клуб. Нигде специально его не афиширую. Так что, можно сказать, у нас закрытая секта. Но если человек все равно нашел и пришел – это хорошо. Значит, ему это надо.

Ты сама участвуешь в каких-то песенных конкурсах?

Есть такой конкурс казачьей песни «Александровская крепость». Его спонсирует Олег Дерипаска. Организаторы конкурса делают очень хорошее дело. Они как раз за аутентичный фольклор, чтобы он не скатился в «клюкву». Устраивают бесплатные мастер-классы разных этнографов, поддерживают коллективы, которые исполняют исконный фольклор.

Мы (нас трое человек из нашего песенного клуба) хотели принять участие в конкурсе, но не сложилось. Я вообще люблю по жизни всякие челленджи, но, раз не получилось, наверное, мне это и не нужно. Нет цели как таковой выступать на публике.

Беседовала Дарья Бендарская

1 лайк

А на столе стоит Балтика нулевка. Я видел