Я никогда не работала в государственных школах. Пять лет назад меня впервые пригласили работать преподавателем в семейный класс. Класс создали, объединившись, четыре семьи, которые решили пойти по пути семейного образования и искали педагога для своих четверых мальчишек.
О Светлане Кузьменко
42 года. Живет в Краснодаре с 2004 года. Окончила КубГУ, магистр филологии. Несколько лет работала начальником отдела в ритейлерской сети. Сейчас - репетитор русского языка/литературы, педагог начальных классов. Замужем, имеет троих детей.
Интересно, что у них всех были дети-первенцы. Обычно семейное обучение выбирают люди, которые уже чем-то не удовлетворены в государственных школах, и на втором ребенке решают: туда больше не пойдем. А эти люди заранее определились, что они дружат семьями, их дети вместе росли, и им будет классно вместе учиться.
Для семейной школы эти родители нашли и приготовили помещение: купили столы, стулья, доску, принтер и полку для книг.
Помещение было в обычном частном доме в центре Краснодара, дом принадлежал одной из семей. В нем имелось три комнаты. В одной жила молодая семья, в другой мы занимались, общей большой комнатой дети могли пользоваться на переменах. У дома был маленький дворик, в котором они играли в хорошую погоду.
Через два года в этих же семьях подросли вторые дети - теперь сестрички. И родители решили создать второй «первый» класс. К ним присоединилось еще дети, плюс мой сын стал шестым. В первую смену я стала вести третьеклашек, а во вторую - первоклашек.
Мы уже не помещались в прежнее помещение и нашли новое, больше по площади. Это была комната в офисном здании площадью 30 кв.м. Плюс очень просторный двор, где дети могли побегать.
Аренда нового помещения для двух смен стоила 7 тысяч рублей в месяц. Помимо меня, родители оплачивали еще педагога по английскому. В сумме одной семье такая семейная школа обходилась в 7 тысяч рублей в месяц.
Я преподавала детям письмо, чтение, математику и окружающий мир. Некоторые из родителей брали на себя ИЗО и музыку, имея соответствующее образование.
Кубановедение - региональный предмет. Для детей, которые сдают аттестацию в онлайн-школах, то есть на дистанционных площадках, он не требуется. По желанию родителей, я вела кубановедение, но сейчас у меня такой класс, где всего один ребенок сдает очно этот предмет, и он готовится сам.
Программа
Существует много чатов семейного обучения, общероссийских и краснодарских - я практически во всех состою. Сначала более активно в них участвовала, сейчас достаточно окрепла во многих вопросах и уже меньше там общаюсь.
Программу я выбирала сама методом проб и ошибок. Начинала с советов разных педагогов, которые уже прошли этот путь до меня. Государственную школьную программу в чистом виде не брала, компилировала из нескольких.
На втором году моего преподавания я открыла для себя такую чудесную программу как РКШ - Русская классическая школа, это отечественная альтернативная методическая система. Сейчас многие ей сильно увлеклись.
Родители тоже ей впечатлились и закупили все учебные материалы РКШ. Я участвовала в семинарах этого проекта, их проводили его основатели, в том числе очно в Краснодаре.
РКШ мне дала очень много, по ней я выпустила из начальной школы первый свой класс. Однако я продолжала изучать программы и других авторов. Сейчас у меня уже третий класс, который я веду (это третьеклашки). Из РКШ для начальной школы я оставила только арифметику. Русский преподаю по учебнику Генриетты Граник. По литературе использую хрестоматии. Можно брать любую полную хрестоматию за нужный класс. Я готовлю вопросы к выбранным текстам, дети читают и ведут рабочую тетрадь от руки.
С точки зрения закона
По закону, родители обязаны дать ребенку среднее образование, однако вид обучения для своих детей граждане имеют право выбирать. Можно отдать в государственную школу, можно - в частную аккредитованную школу, а можно организовать семейное обучение. В последнем случае родитель просто должен уведомить местный департамент образования, что ребенок находится на семейном обучении.
Обязательно для ребенка сдавать аттестацию после 4 и 9 класса. Промежуточные аттестации - по желанию родителей.
Дети из моих групп сдавали промежуточные и итоговые аттестации без проблем. Им не было страшно, дети и не знали, что экзамен - это что-то страшное: ну привели в какой-то класс, ну какая-то тетя дала задание, ну я его выполнил.
Есть много школ, которые предоставляют услугу дистанционной аттестации. Стоимость такой у слуги начинается от 7 тысяч рублей и дальше идет выше и выше.
В школе по месту прописки обязательная аттестация бесплатная, но есть проблемы. Школа у дома обычно не хочет брать семейников, так как ей за это не платят. А возни много: выдать календарь аттестаций, предоставить время, кабинет, учителя, комиссию.
Мой сын сдавал аттестацию каждое полугодие всю начальную школу в школе по месту прописки, но директриса дала мне два боя, не хотела нас брать в школу. Я настояла, ведь семейное обучение регулируется законом, так что школе деваться было некуда.
Мне кажется, госшколам можно было бы создать интернет-ресурс, и предоставлять через него услуги аттестации всем желающим. Бесплатно, конечно.
Что касается платных аттестаций, то там все просто. Единственно, надо иметь в виду, что аттестат гос-образца вам выдадут только аккредитованные школы или колледжи. Нужно проверять.
Финансирование
В общем-то, у семейного обучения есть два пути. Родители могут преподавать своим детям сами. Или нанимать репетиторов.
Родители - это все-таки не профессиональные педагоги. И времени у них зачастую не так много. Чтобы сэкономить свои силы, время и расходы на репетиторов, и чтобы у детей было общение, родители создают семейные классы и группы.
Парадокс семейного обучения состоит в том, что когда дети учатся в госшколах, они получают образовательные услуги, оплаченные из госбюджета. На одного ребенка государство выделяет большие суммы: в разных источниках называют разные цифры, они еще и разные для регионов, но в целом, я слышала, что это от 20 до 30 тысяч рублей ежемесячно.
Но когда ты не отдаешь ребенка в государственную школу, то просто экономишь бюджет государства. Тебе, как налогоплательщику, средства за обучение не возвращают. И ты учишь ребенка за свой счет: покупаешь учебники, платишь репетиторам, арендуешь помещение.
Справка: Согласно закону «Об образовании» возможность выплаты компенсации за семейное образование государством не исключена, но платить или нет (а также размер выплат) - это решение оставлено на выбор субъекта РФ. Прецеденты выплат были в Свердловской области, Пермской крае и Омской области, однако сейчас финансовая поддержка семьям на домашнем обучении прекращена.
Фгосовские учебники стоят очень дорого. ФГОС - это федеральный государственный образовательный стандарт учебника, который принят в аккредитованных школах. Люди на семейном обучении обычно выбирают другие программы и учебники - которые и дешевле, и больше по душе.
Я не знаю, сколько в Краснодаре сейчас семейных классов и школ. Есть группа во Вконтакте Семейное образование Краснодар. Там можно искать варианты.
Цены
У меня сейчас очередная группа - уже «пятый» класс из шести человек. В нем учителя приходят по времени: биолог, математик, русский, историк и так далее. Семейное обучение может так и продолжаться до самого выпуска из школы.
Обучение за одного ребенка в нашем классе сейчас обходится семье в 6 тысяч рублей в месяц. Это очень дёшево, по краснодарским меркам. Дело в том, что в эту стоимость не входит аренда помещения, так как мы занимаемся на «своей» территории.
Потолок за обучение в семейной группе, известный мне, - 25 тысяч рублей в месяц. Но это уже бизнес.
Обычно такие бизнес-проекты тоже создает какой-то родитель. Часто тот, кто уже отучил своего ребенка, имеет опыт и теперь расширил деятельность. Все вырастает из инициативы родителей.
Я зарабатываю 25 - 30 тысяч в месяц при занятости полдня. Остальные полдня я могу заниматься дополнительным репетиторством, если нужно увеличить доход.
Семейная школа отличается от того, что мы называем частной школой. Частная школа делает все примерно так же, как государственная, но за деньги. У нее есть аккредитация, статус. Частная школа в Краснодаре стоит около 30 тысяч рублей в месяц, плюс ежегодные взносы.
А семейные школки, школочки и классики - это просто небольшие инициативы. Максимум, что у них может быть, это лицензия на предоставление образовательных услуг. И максимум, как они могут быть формализованы, - в формате детского центра. В таком центре могут преподавать и дошколку, и развивашки, и логопедию, и там же собирать семейные классы.
Достоинства семейного обучения
Для большинства семейников важное достоинство системы - малокомплектность классов. Не сорок человек, как сейчас во многих школах Краснодара, а пять - восемь. У преподавателя есть возможность индивидуально подходить к каждому ребенку.
Про дисциплину я ничего говорить не буду. Дело в том, что лично я детей не строю, не муштрую, не наказываю. Я предпочитаю, чтобы мои ученики чувствовали себя свободно и раскованно, а не тряслись от страха. Если бы был ковролин или ковер в классе, я бы разрешала детям иногда и полежать на уроке. У меня, правда, нет такой возможности. Да, на дисциплине это сказалось бы. Но, думаю, дети освоили бы программу в любом случае, а настроение у них улучшилось бы.
Для меня достоинством является возможность выбирать школьную программу. Причем, учитель может варьировать ее по ходу обучения, подстраивая непосредственно под учеников.
Очень важный плюс для учителя - то, что он не завален отчетностью, на него не давит бюрократия.
Всем можно работать в индивидуальном графике. Если ребенок заболел, не требуются справки из поликлиники. В случае чего, можно пропустить неделю, отдохнуть, потом догнать. У меня двое старших детей отучились в школах по месту жительства, там в случае пропуска было строго со справками, при этом идти в поликлинику в большинстве случаев не было необходимости, лечились дома сами.
Если учитель заболел, тоже никаких проблем: ну не поучились несколько дней. Потом догоним. Одним словом, спокойствие.
Домашнее задание есть, но его не очень много, большую часть материала успеваем пройти на занятиях.
Еще одно преимущество в том, что у детей нет школьной формы, и не нужно ее покупать.
Патриотического воспитания у нас нет. Оно происходит в семье. Может, это недостаток, конечно. Нет школьных линеек. Но я не могу сказать, что мои ученики не патриоты своей страны. Дело в том, что я включаю в свою программу изучение истории России с 3 класса.
Я сейчас преподаю словесность в семейной школе «Радонеж», и там хотят, чтобы дети участвовали во всероссийских олимпиадах. Так что буду готовить своих учеников и к олимпиадам - прямо в рамках обычных занятий.
Недостатки семейного обучения
Можно расценивать это как недостаток, а можно и как достоинство: наши дети частенько не ориентируются в государственных образовательных требованиях. Я имею в виду формальные правила. Дети на семейном обучении не обращают внимания на многие правила оформления. Они не понимают, почему тут надо отсчитать четыре клеточки, а тут - пять. Однако, им же придется сдавать и ВПР, и ЕГЭ!
Я учу этим вещам, конечно, но я не снижаю за это оценку. И с одной стороны, дети растут «незапуганные», а с другой, можно сказать, у них вот этот вид дисциплины не самый лучший. Они свободные, да, но в результате формальности не очень соблюдают.
Большой минус семейных школ - отсутствие больших помещений. Часто классы не очень приспособлены для учебы.
По этой же причине в программе большинства семейных групп нет физкультуры. Родители стараются компенсировать это с помощью спортивных секций.
Иногда я думаю, что, может быть, наши дети вырастут и скажут: нечего мне и вспомнить о школе. Для нас, людей, получивших классическое школьное образование, школа - это прежде всего общение с другими детьми, в том числе разных возрастов, контакты со сверстниками и с другими классами. А здесь этого нет.
Ну и малокомплектность класса - это тоже иногда недостаток. Каким-то детям может оказаться мало общения в микро-коллективе. Я, например, забрала своего сына из семейного класса, так как там были одни девочки. Ему было скучновато в такой компании. Теперь он учится просто дома, причем, его обучением занимается в основном отец. Все довольны.
Записала Анна Пчелина.