После краснодарской гимназии и семейного обучения - в школу Летово: история Матвея, рассказанная его мамой

В ноябре 2022 года российская школа впервые возглавила список лучших школ мира по версии Global Top IB Schools - частная школа «Летово» под Москвой для детей 7 - 11 классов.
Кублог пообщался с краснодаркой Машей Гольдман, сын которой уже третий год учится в «российском Итоне» (как выразился основатель этого места - миллиардер Вадим Мошкович). Сейчас туда конкурс более 60 человек на место.

О Маше Гольдман

47 лет. Родилась в Краснодаре. Образование: ИНЭП лингвистика (MA), КУБГУ психология (BA).

Живет в Краснодаре, где ее знают как со-основателя Международного фестиваля фотографии PhotoVisa, но сегодня речь пойдет не о фотографии, а об образовании.

Что такое Летово

Амбициозный проект человека из списка «Форбс» Вадима Мошковича, главы “Русагро”.

Школа-интернат была открыта для учеников в 2018 году. Расположена на территории Новой Москвы, в поселке Сосенское рядом с лесом. В школе учится около 600 детей - с 7 по 11 класс.

Не все слышали об этой школе. Как о ней узнали ты и Матвей?

Начнем с начала. В 6 лет Матвей поступил в краснодарскую гимназию №36, где первые четыре года был совершенно счастлив.

И я была довольна, до сих пор благодарна гимназии за эти четыре года начальной школы.

Но в средней школе как-то Матвею становилось все менее и менее комфортно.

Что было некомфортно в гимназии?

Речь о постепенном ограничении свободы, которая в нашей семье является ценностью. В подростковом возрасте, когда жаждешь самовыражения, не очень хочется объясняться с учителем по поводу «недостаточно формальной» стрижки.

Ему становилось душно. Мотивация к учебе снижалась. И мы стали думать, что можно предпринять.

Однажды Матвей с одноклассником Мишей и его мамой увидели около гимназии банер - это была реклама школы-пансиона Летово.

И глядя на этот банер, Анна, мама Миши, спросила: а не хотите ли вы туда? И ребята с неожиданным энтузиазмом ответили: да, хотим. Я в шутку называю Анну «феей- крестной» в этой истории.

Школа рекламировалась у нас в городе?

Более того, по городам России проходили встречи, на которые приезжал директор Летово Михаил Мокринский с сотрудниками. Это происходит и сейчас, знаю, что скоро будет встреча, например, в Нижнем Новгороде.

У нас в крае, по-моему, такая встреча проходила в Сочи. А в Краснодаре были банеры - в 2017 году, когда школа только запустилась.

Вот так Матвей с Мишей зарегистрировались на онлайн-платформе Летово и после шестого класса попробовали туда поступить. И провалились.

Но они попробовали еще раз после седьмого класса. И Миша поступил. Он начал там обучение с восьмого класса.

У Матвея оставалась еще одна попытка (подавать заявку в Летово можно с седьмого по девятый классы - ред.).

Матвей прошел, поступив в девятый класс. Это удивительно, конечно, что они оба захотели, поступили и благополучно там учатся.

Почему удивительно?

В прошлом году, если мне не изменяет память, в Летово было семеро учеников из Краснодара.

И то, что два из них - из одного класса, впечатляет. Наверно, действительно началка была такая хорошая. (Смеется).

Что из себя представляет процесс поступления?

Сейчас он немного отличается от того, что проходил Матвей. Но в любом случае это многоступенчатая история.

Сначала тестирование на сайте: чтобы понять, проходишь ты базовый порог или нет. Потом экзамены по математике, русскому, английскому. Для детей из регионов есть возможность сдавать удаленно, с проктором.

Далее - очное собеседование, на него нужно приехать в Летово лично. Правда, в нашем случае был 2020 год, действовали ковидные ограничения, и собеседование у Матвея проходило онлайн.

Интервью проходит на английском языке, в тот же день проводится командная игра. Этот этап оказался для Матвея самой приятной частью процесса. Плюс подается видеовизитка абитуриента: две минуты с рассказом о себе.

При поступлении в девятый класс нужно также сдать дополнительный предмет по выбору ученика, потому что он будет учиться уже по профилирующей специальности. Матвей сдавал обществознание, он поступал на соцгум.

Видеоролик школы Летово, в котором Матвей отвечает на вопросы.

К экзаменам Матвею пришлось специально готовиться. В восьмом классе мы перевели его на семейное обучение.

Было много сомнений на этот счет, но опыт показал, что выбор был верный. Если бы Матвей не поступил в Летово, он продолжил бы учиться в этом режиме.

Понимаю, семейное обучение подходит не всем детям, все индивидуально, но в случае с Матвеем это сработало. И он остался доволен, и я его продуктивностью была удовлетворена.

Семейное обучение - это случайно не то, что мы имели в период карантина?

Ну да, когда дистант застал всех врасплох, для тех, кто уже был на онлайн-обучении, это не было сюрпризом.

Матвей занимался на платформе «Интернет-урок», чтобы получать необходимые аттестации. Параллельно занимался с репетитором по математике, с носителями языка практиковал английский.

Плюсом смотрел видеолекции на YouTube. Помню, курс ВШЭ по экономике проходил. Был волен выбирать то, что ему интересно.

У нас с Матвеем после перехода на семейное обучение был изначальный «контракт»: он не находится дома все время.

Он занимался плаванием в Orange Fitness, занимался немецким языком в КубГу на партнерских курсах Гёте-института.

У меня главная задача была избежать десоциализации. Но Матвей по природе очень общительный, постоянно встречался с друзьями, плюс в то прекрасное время можно было путешествовать. В декабре 2019-го Матвей заканчивал четверть на берегу океана.

Матвей экономил кучу времени.

За счет чего, он же все равно учился?

Плюс семейного обучения в том, что оно позволяет концентрироваться на том, что ребенку нужно, важно и интересно, помимо базового набора, необходимого для аттестации, которая особых трудностей не вызывает.

В свободное время он мог позволить себе, например, заниматься трейдингом, которым увлекся. Он открыл демо-счет на Forex (международный финансовый рынок - ред.). Слушал онлайн-лекции о финрынках, смотрел какие-то обзоры, в общем, тратил свое время на то, что ему интересно.

Семиклассник играл на Форексе. Сколько заработал?

На Форексе не заработал, у него был демо-счет-тренажер. Но позднее мы открыли ему брокерский счет в Tinkoff, и он заработал там свои первые деньги. Несколько прожиточных минимумов получалось заработать в месяц.

А какие поступали сведения от Миши, который тем временем учился в Летово?

Мы общались с мамой Миши весь восьмой класс. И ее рассказы, конечно, впечатляли: начиная от библиотеки Летово, в которой хочется остаться жить, и заканчивая внеакадемическими возможностями школы.

В школе доступно около 160 курсов и кружков по всевозможным направлениям – от цигун и исторического фехтования до занятий музыкой, клуба дебатов, курсов по финрынкам, олимпиадной подготовке.

Я и Матвей были очень воодушевлены. Но вообще, первый год в Летово не дается просто, и от Миши мы узнали, что требуется приложить усилия, чтобы там адаптироваться.

Уехать за полторы тысячи километров от семьи - это для подростка 14 лет серьезное испытание.

Были и волнения, как все будет, и надежды, как все будет замечательно, но в целом, где-то полгода напряженной адаптации надо закладывать.

С какими сложностями столкнулся Матвей?

Сначала у ребенка эйфория, по всем правилам культурного шока: как все классно, супер, я все здесь хочу, все буду делать.

Потом Матвей столкнулся с особенностями совместного проживания.

Первый год в Летово ученик не выбирает, с кем жить. В девятом классе в комнате живут по трое - четверо, в десятом - по двое, в одиннадцатом - по одному.

Ребенок оказывается в комнате с тремя другими ребятами, совершенно разными, с разными привычками: кто-то хочет открыть окно для проветривания, а кто-то против; кто-то чаще ходит в душ, а кто-то реже, и так далее. То есть на бытовом уровне была довольно жесткая притирка.

И Матвею приходилось со своими требованиями к окружающим как-то договариваться.

Он пытался воздействовать на соседей, чтобы ему было комфортно, но нужно было научиться укладывать свои пожелания в рамки. Чтобы его свобода не начиналась там, где закончилась свобода других.

У каждого возникают свои сложности в школе. Предположить, что у кого-то из детей их совсем нет – сомневаюсь, что это возможно.

Даже для взрослых людей, которые оказываются в новых условиях, такая перемена может быть серьезным челленджем.

В целом, это хорошая школа адаптивности. Я вижу ее в позитивном ключе. Потому что, когда эти трудности уже преодолены и ты оглядываешься на свой опыт, то понимаешь, как вырос и изменился.

К чему еще нужно быть готовым, если ребенок уехал в крутой, но интернат?

Ну вот слово «интернат» Летово не использует. И у меня тоже с ним ассоциации не очень.

В моей картине мира это школа-пансион. И она сделана по всем правилам английского пансиона, кстати, с англоязычным персоналом и с главой пансиона (общежития для учеников - ред.) из Великобритании. Хотя, конечно, наименование мало что решает.

Как устроено проживание в Летово

В «Летово» мальчики и девочки проживают в разных корпусах, построенных по типу университетских кампусов.

Весь персонал «Летово» владеет английским языком, а сотрудники жилых домов не разговаривают по-русски. Ученики вынуждены общаться на английском в быту.

Готовым нужно быть к каким-то бытовым сложностям: не нравится меню (а кому-то наоборот очень нравится), трудно привыкать к распорядку.



Но здесь стоит отметить, что в Летово многое может изменить самоуправление.

Например, в позапрошлом году, когда Матвей только начал учиться, было правило, что в воскресенье ученик все равно должен вставать и идти на завтрак - чтобы карточкой отметиться «я в школе». А потом можно идти снова спать. Но какое уже спать?

И дети объединились, написали в администрацию и путем переговоров договорились, что в воскресенье они могут к завтраку не выходить.

Вообще система самоуправления, система префектов там работает. Вот Матвей сейчас префект бординга, то есть представитель сообщества проживающих в его доме, он выстраивает коммуникацию между главой бординга и детьми.

Если дети что-то хотят улучшить, они знают, это реально. Инициатива поддерживается и в бытовых, и в академ-вопросах.

Матвей реально тренируется реализовывать свои идеи через сотрудничество со взрослыми.

Что конкретно он реализовал?

Например, он предложил ввести в школе маскот (талисман, узнаваемый персонаж - ред.). Сейчас Матвей выступает организатором конкурса, в котором предполагается участие всего летовского коммьюнити (это около тысячи человек).

Дети направляют на конкурс свои варианты маскота. Из них будут выбраны пять победителей всенародным голосованием: голосовать будут и школьники, и сотрудники, и администрация - все, кто понимает, что такое дух школы. И затем включится высокое жюри в лице директора и группы сотрудников.

Для этого Матвей взаимодействовует с отделом маркетинга, с департаментом искусств, с сотрудниками IT, чтобы конкурс шел онлайн. Везде ему идут навстречу.

Философия школы – ребенок в центре. Поэтому к ученикам обращаются исключительно на «вы», считаются с их мнением и запросами.

Второй пример: Матвей организовал в школе клуб инвесторов. Так как он погружен в трейдинг и криптовалюты, ему это важно.

Приходишь к преподавателю по экономике и говоришь, вот я хочу сделать клуб, будете куратором? Да, буду. И то же самое: уделяется время, ребенку помогают создать, что он хочет создать.

Дети творят там удивительные вещи – кто-то создает прототип умных гаджетов, кто-то издает свою первую книгу рассказов. Это примеры крупных проектов. Фотоловушки для птиц, «гостиницы» для насекомых, что только не творят!

По мелочи - можно дискотеку организовать, выезд куда-то. Например, мой сын увлекается картингом, ему захотелось погонять с друзьями. Пришел в администрацию: могу я организовать выезд на картодром? Окей, выделяется автобус, в выходной оформляется выезд (так называемый exeat).

Переходим к главному - к обучению.

Я даже не знаю, что в Летово главное. Не могу сказать, что исключительно обучение. Я еще до поступления Матвея запомнила фразу основателя школы Вадима Мошковича: «Нам не нужны роботы».

Летово говорит, что им важны soft skills - социально-психологические навыки.

И помимо академических знаний они развивают именно эти самые мягкие навыки. Именно их не сможет заменить искусственный интеллект.

В школе есть система почётных дипломов. Такие дипломы вручают, когда ученик проявил себя по пяти направлениям: лидерство и взаимодействие, социальная ответсвенность, академические достижения, спорт, творчество.

Это сходно с тем, как набирают студентов в американские вузы. Быть успешным только академически - это типично для, например, китайской и российской систем образования. Когда поступаешь в вуз по сумме баллов.

В Летово только академических достижений может быть недостаточно. Ребенок должен быть готов к сотрудничеству, коммуникации, взаимодействию, работе в команде. Это все учитывается, у ученика формируется специальное портфолио.

А вот теперь мы можем перейти к академической части.

Переходим. Можно ли говорить, что в Летово дается отчасти университетская программа, а не просто школьная?

В некотором смысле - да. Но это по выбору. В школе есть два трека обучения - российский и IBDP, то есть программа Международного бакалавриата, которая позволяет получить диплом международного образца (с ним можно поступать во многие вузы мира - ред.).

Программа IB работает в разных школах по всему миру, хотя в России их не так много: несколько в Москве, про регионы не знаю.

Если ты успешно его заканчиваешь, баллы полученные на IB, засчитываются университетами в той же Америке за определенные университетские курсы.

Поэтому если говорить буквально, можно ли в Летово начать университетское образование, то да, по треку IB можно.

В 2022 году не звучат ли мнения: что-то вы готовите детей к Америке, утечка мозгов, давайте прикроем эту программу?

К счастью, сегодня все работает.

Еще для первого выпуска, когда даже не было предпосылок все это обсуждать, школа подписывала с ребенком договор: если он поступает за границей и ему оплачивают обучение (Летово предоставляет грант своим выпускникам на обучение в иностранных вузах, входящих в мировой ТОП 20 - ред.), то, отучившись на бакалавриате четыре года, он обязан вернуться в Россию и отработать по полученной специальности три или четыре года.

То есть польза для родины превзойдет отсутствие человека в течение нескольких лет обучения.

Судя по тому, какие результаты сейчас показывают дети из Летово в российских вузах, Великобритании, США, я думаю, выпускники потом будут стремиться отдать в Летово и своих детей.

Программа обучения по российскому треку намного сложнее, чем, скажем, в продвинутой гимназии Краснодара?

Мне трудно судить обо всех предметах, я не эксперт, но уровень английского могу оценить. Уровень С1 (согласно общеевропейской компетенции владения) в девятом-десятом классе для Летово - норма. Английский является профильным для всех учеников без исключения.

Сколько лет Летово?

В этом году будет первый выпуск детей, которые поступали в седьмой класс. Значит, пять лет. А всего это будет третий выпуск, так как и в первом наборе были поступившие в девятый класс.

Какой процент москвичей и немосквичей в Летово?

Приблизительно 50 х 50. Эта пропорция, думаю, помимо прочего, основана на вместительности пансиона.

Москвичи могут учиться на дневном пансионе, то есть приезжать в школу каждый день, ночевать дома. Дети из регионов, разумеется, постоянно живут в бординге.

В Летово учатся дети известных и влиятельных людей?

Сын самого известного в школе человека, ее основателя Вадима Мошковича - ученик школы.

Берусь подтвердить, что в Летово может учиться любой ребёнок. Все абсолютно прозрачно, за деньги поступить туда невозможно.

Сначала сдаются все экзамены, потом в случае рекомендации к зачислению финансовый скоринг определяет, какую сумму может платить семья за обучение.

Поэтому по звездному составу (в привычном понимании) - это не про Летово. А вот в то, что новые звезды здесь зажгутся, охотно верю.

Сколько стоит обучение в Летово

В 2022/2023 учебном году стоимость обучения для учащегося, живущего в пансионе, составила 250 000 тысяч рублей в месяц по российской программе и 290 тысяч рублей по программе ID DP.

Часть или даже вся эта сумма может быть покрыта за счет школьной стипендии. В прошлом учебном году такие стипендии получили 80% учащихся.

В каждом случае размер стипендии рассчитывается индивидуально через скоринг - оценку финансовых возможностей семьи, которую выполняет Сбербанк на основании доходов и расходов родителей за последний год, а также имеющейся собственности.

Стипендию назначают на год, потом скоринг повторяют. Подробнее

Сколько ваша семья платит сейчас за обучение? Ты согласна с этим расчётом?

Мы подписываем договор, информация о финансах конфиденциальна. Поэтому сумму не назову.

Скажу только, что те семьи, с которыми я знакома, так же как и мы, согласны с оценкой скоринга.

Какие еще расходы, помимо платы за обучение, у вас есть в связи с Летово?

Прежде всего, перелеты. С февраля 22 года логистика – особая разновидность головной боли, в связи с ситуацией, в которой мы все находимся.

Это же касается и сдачи международ ных экзаменов. Нужно лететь за границу, чтобы сдать IELTS. Это не только деньги, но и, безусловно, усложняет задачу для ребенка.

Больше допрасходов никаких. Учебники не покупаются. Занимаются ученики на компьютерах. При поступлении школа присылает техтребования к ноутбуку, который нужно купить.

Из повседневных расходов – в школе есть кафе, которое манит учеников. Но кофе с пирожными на перемене и вне стен Летово актуальны во все времена.

Я верно понимаю, выпускник Летово сможет почти автоматически стать студентом престижного российского вуза, а при специальных усилиях - претендовать на «бюджетное отделение» в вузах Европы, США или Арабских Эмиратов?

Понятия «бюджет» в зарубежных вузах нет. Есть стипендия.

Абсолютно все вузы, куда бы ребенок ни планировал поступать, требуют больших усилий. И, разумеется, «обреченных на успех» нет. К сожалению.

Кто-то готовится к поступлению за рубеж, а это, помимо прочих достижений, высокий средний бал за последние четыре года. Соответственно, чтобы поступить, ребенок должен учиться четыре года на отлично.

Получить семерку в Летово - там семибалльная система – довольно тяжело.

Изначально, когда ты поступаешь в эту школу, тебя спрашивают: готов ли ты быть не лучшим в классе? Точнее не в классе, а в параллели, потому что классов в привычном понимании в Летово нет.

Учиться четыре года на семь - огромный труд. Само по себе ничего не происходит.

Другое дело, что в Летово дети приходят изначально с сильной базой, через экзамены школа отбирает тех, кто показывает хорошие результаты.

Но поддерживать эти результаты, а тем более их развивать - это колоссальная работа. И дети, которые спят по четыре часа в определенное время года (перед так называемыми «саммативами» - контрольными) - это все реальность Летово.

А сколько недель в году длится этот период контрольных?

Хотя система семестровая, оценивание происходит, как правило, в конце каждой четверти. Текущие отметки («формативы») не влияют на итоговые. Все решают саммативы.

В общем, Летово специально ищет вундеркиндов и самых амбициозных?

Наверное, можно сказать так: подбирают детей, которые умеют, могут и хотят учиться.

Изначально Летово позиционировала себя как школа одаренных и мотивированных.

Одно без другого не работает. Можно быть одаренным и не двигаться. Можно быть мотивированным, но что-то может не даваться.

Что изменилось в каникулярной жизни твоего мальчика после поступления в Летово?

Изменилось многое. Во-первых, поступление Матвея совпало с его резким взрослением.

14 и 16 лет – большая разница. Каникулы теперь совсем не обязательно мы проводим вместе.

Во-вторых, у него появились друзья из разных точек страны. Поэтому в одни из каникул ребята летят в Казань, часть следующих проводят в Москве, потом прилетают погостить к нам.

И еще новинка этого года: если оказываешься за границей на каникулах, сдавай языковой экзамен. Летом Матвей в последний день отдыха сдавал IELTS в Дубае. Чтобы два раза не вставать.

Летово - это такая мечта о русском Итонском колледже (но не только для знатных и богатых мальчиков)?

В сети есть интервью Вадима Николаевича Мошковича, и он открыто говорит, что его цель – создать лучшую школу в мире.

Бюджет его школымиллиард рублей в год. Такие деньги стоит тратить только на мечту, иначе зачем? (Для сравнения, по оценкам, создание парка «Краснодар» обошлось Сергею Галицкому в 4 млрд рублей, ежегодный бюджет на парк не известен - ред.)

В процессе ее создания был учтен опыт европейских, американских, сингапурских, российских школ. И была разработана модель Летово.

Интересно, есть ли выпускники, которые дальше идут по неамбициозному сценарию, которые устали?

Я думаю, жизнь штука сложная, всегда возможны варианты.

Но получив определенную базу и навык справляться с трудными ситуациями, наверное, основным результатом будет та самая адаптивность.

Вот сейчас Матвей готовится к выпуску в 11 классе. Им говорят: поставьте себе несколько целей. План A - вуз мечты. План B - то, чему я соответствую, куда поступить непросто, но я поступлю. И план C - куда я поступлю, если не получатся первые два варианта.

И это позволяет реально распределить свои силы и избежать горьких разочарований.

Но я вообще сторонник того, что если чувствуешь выгорание или усталость, можно взять gap year - годичный перерыв.

Это довольно распространенная практика во всем мире, когда человек занимается тем, что ему интересно, пытается разобраться в себе, может быть, идет куда-то работать, чтобы определиться с дальнейшей траекторией своего обучения. И только потом поступает.

Я не считаю, что если не сдал ЕГЭ или не поступил в университет, твоя жизнь закончена. Ну нет.

Более того, я некоторое время назад осознала, что каждый этап жизни часто рассматривается, как плацдарм для следующего этапа.

«Вот закончишь школу - поступишь в институт. Вот закончишь институт - найдешь работу». И вроде бы там, впереди - жизнь.

А жизнь - здесь и сейчас. И школьные годы - жизнь.

Даже если Матвей не поступит в этом году, я довольна тем, как прошли его школьные годы. И он доволен. Это, на мой взгляд - главное.

Накубложила Анна Пчелина.

Читайте также: Как работает семейная школа в Краснодаре

Подписывайтесь на телеграм Кублога.

1 лайк

Спасибо за интересное интервью! Интересно на сколько интересно выпускникам Летово будет остаться в своей стране и изменять её к лучшему, а не перебраться туда, где комфортнее)

1 лайк

Думаю, это зависит не от Летова, а от страны.

2 лайка