В прошлом году в Краснодаре впервые за три десятилетия открыли новый государственный театр - Театр защитника Отечества. Критик Кублога Анастасия Куропатченко задалась вопросом, почему появление ТЗО ничего не изменило в театральной картине города.
Об Анастасии Куропатченко
Анастасия Куропатченко - родилась и выросла в Краснодаре. В 2000 году окончила факультет журналистики КубГУ, специализация «Периодическая печать». В 2008 году прошла стажировку в университете Гетеборга (Швеция) по специальности «Социальная и экологическая журналистика». Сейчас - журналист «КП»-Кубань».
Работала обозревателем по вопросам культуры в газетах «Краснодарские известия», «Кубань сегодня», заместителем директора Муниципального концертного зала, пресс-секретарем КМТО «Премьера». Номинант российской премии в области профессиональной журналистики «Редколлегия».
Только цифры
По данным министерства культуры России, в стране сейчас - более 670 государственных театров: чуть меньше четырех театров на миллион человек.
По итогам Всероссийской переписи населения 2021 года в Краснодаре проживает уже больше миллиона человек. (А по словам депутата ЗСК Николая Петропавловского, так можно говорить и обо всех 2 млн - ред.).
В Австрии, чья площадь сопоставима с Кубанью, на миллион жителей приходится 24 театра (государственных и частно-государственно).
В Краснодаре 7 государственных театральных площадок: краевая и городская «Премьеры» (Музыкальный театр, театр балета Юрия Григоровича, дворец искусств «Премьера», Новый театр кукол, Молодежный театр) и краевой театр кукол.
Сравним театральный Краснодар с другими городами-миллионниками России.
В Нижнем Новгороде 13 государственных театров. По 16 – в Казани и Екатеринбурге. В Новосибирске – больше 20, включая НОВАТ, который стоит в одном ряду с тем же московским «Стасиком».
Зато
Нехватка гостеатров в Краснодаре компенсируется частными театрами.
Экс-актер Молодежки Стас Слободянюк придумывает «Мой», актеры театра драмы имени Горького – «Один театр», чьи спектакли вместе с танцевальной студией «Воздух» стабильно попадают в лонг-лист Национальной театральной премии «Золотая маска».
Новые формы тоже развиваются вне государственных сцен: за плейбек «отвечают» театры «Другие» и «Мельница», в театре «Шардам» экспериментируют с драматургией, в кластере «Колос» ставит «отец» Молодежки Владимир Рогульченко и Мари Таашева.
Есть еще «Свои», «Тмин», «Черный театр Dream», «Волшебное колесо». Список можно продолжать.
Что cоздали
В 2016 году в городе впервые со времен импресарио Леонарда Гатова создается новый театр - Театр защитника Отечества.
Ему передают прекрасное историческое здание Второго общественного собрания в центре города, где до Революции играл Рахманинов, в советские годы был гарнизонный Дом офицеров, а в 1990-2000-х – ночные клубы «Желтая подводная лодка» и «Чкалов».
Пока длились пятилетние ремонт и реставрация стоимостью почти 490 млн рублей, театр кочевал по площадкам под руководством не прижившегося в нашей «драме» режиссера Радиона Букаева: с гастролями по районным ДК, со спектаклями из чемодана, вроде комикса для школьников «Ночные ведьмы».
Создан, чтобы что?
Сейчас у театра - своя сцена, немаленькая труппа, худрук Александр Николаев – выпускник РАТИ-ГИТИС (сын работавшего в театре на Таганке и нашей «драме» Геннадия Николаева), главный художник Надежда Кривомазова.
Строго говоря, это ещё один «монологический» театр, где ставит один режиссер.
Казалось бы, у Театра защитника Отечества есть все, чтобы наконец-то начать «общаться с молодежью через ее культурный код», как написано в релизе на сайте заведения.
Но огненных тредов с обсуждением постановок ТЗО - «Как я съел собаку» Гришковца, «Старшего сына» Вампилова или «Дорогой Елены Сергеевны» Разумовской - в пабликах вы не встретите.
Фото с сайта teatrzashitnika.
Молодой, но относительно насмотренный краснодарский зритель никогда не включит «сарафанное радио» в случае спектаклей, которые отличаются друг от друга, кажется, лишь распределением ролей среди артистов и немудреной сценографией.
Фото с сайта teatrzashitnika.
Нет сложностей и с покупкой билетов в ТЗО, в отличие от интерактивного «Невидимого Краснодара» в «Одном театре», номинированного недавно на «Золотую маску».
Кроме деликатных интервью с создателями спектаклей ТЗО, иных критических откликов на них вы не найдете, как и не встретите их в номинантах крупных премий.
Художественный руководитель ТЗО Александр Николаев. Фото с сайта teatrzashitnika.
Да и о самолетах с москвичами (прилетавших на постановки Куликовского в наш театр драмы) ТЗО тоже остается только мечтать.
Краснодару не хватает театров. Но появление Театра защитника Отечества ничего не изменило, увы. Ни с точки зрения театрального дела, поскольку эта сцена не демонстрирует прорывной режиссуры, не рождает спектаклей-сенсаций. Ни для зрителя, который голосует быстрым солд-аутом совсем за другие театры.
Накубложила Анастасия Куропатченко.
Читайте также:
- Анастасия Куропатченко о спектакле “Афазия”: Попытка проговорить происходящее с нами
- Елена Деревщукова о прейбэк-театре “Мельница”: Мы никого не лечим
Подписывайтесь на телеграм Кублога