Это рубрика “Читаем” – кублоклуб, в котором краснодарцы рассказывают о том, что сейчас читают и что им это дает. Сегодня говорим о вышедшем этой осенью романе главного русскоязычного постмодерниста Виктора Пелевина. Читатель - Анна Шестакова.
Об Анне Шестаковой
Психолог по образованию, сейчас - предприниматель в сфере мебельного производства, 47 лет, уроженка Краснодара.
В настоящий момент я читаю роман Виктора Олеговича Пелевина «KGBT+». Прочла не все, но скажу: НРАВИТСЯ.
Мне нравится даже больше, чем другие его произведения, в том числе ранние и раскрученные, как, например, «Generetion П» и «Чапаев и пустота».
О романе «KGBT+»
KGBT+— девятнадцатый роман Виктора Пелевина, вышел в сентябре 2022 года к 60-летию писателя.
В центре внимания - вбойщик, то есть рэпер и история его успеха.
Также в книгу вошла повесть «Дом Бахии», рассказывающая о, предположительно, прошлой жизни рэпера в Бирме и Японии.
Издательство “Эксмо” написало, что роман “знакомит с самобытными психотехниками древности, обращение к которым «позволит пережить нашу великую эпоху с минимальным вредом для здоровья и психики”.
Пелевин, на мой взгляд, в очередной раз не уступает самому себе в любви к трансформациям, перемещениям во времени и пространстве, а так же в демонстрации двойной реальности мира и зыбкости происходящего.
В первой же главе романа много отсылок к философии и постоянное обращение к дзен-буддизму: главный герой учится практике не вовлекаться в события, способности видеть их сверху.
«Если вы прозреваете нереальность феноменов сознания, они не способны более вас терзать». Из романа «KGBT+»
Я сделала для себя актуальный вывод: умей не включать эмоции, относись к происходящему отстраненно, как будто эксперт, как будто бы ты смотришь на шахматную доску.
Текст заставляет думать о нашем отношении к современности, а так же выстраивать проекцию в будущее. Фантазия Пелевина на этот счет очень совпадает с моей и заставляет работать мозги.
Мне нравиться, что Пелевин дает импульс для внутреннего перезапуска.
Пелевин часто в своих романах обращался к буддисткой теме. Но…Она как-то не проникала в меня. Сейчас же пробрало.
«Вдумавшись в происходящее, уже тогда можно было понять, что Империю готовят к страшной бойне. Но задним умом сильны мы все». Из романа «KGBT+»
О дзен-буддизме я когда-то, особенно в 90-х годах, много думала. Все тогда об этом думали, читали книги по восточной философии. А потом наступил период какой-то гуманитарной пропасти, ценности поменялись и превратились в материальные предпочтения, потребительские задачи.
В 90-е в Москве я заходила в метро - и там 80% людей сидели с книгами. Открывались новые издательства, публиковался вал литературы: переводной и нашей, современной или ранее запрещенной. И все читали, читали книги.
Сейчас большинство читает публицистику в телеграмме и слушает подкасты в наушниках.
Я понимаю, есть аудио-книги, они востребованы, но когда слушаешь аудио, мозг воспринимает информацию по-другому, более поверхностно. А чтение с листа (особенно, кстати, если читаешь вслух) позволяет глубже понять, запомнить, погрузиться и обдумать текст.
Если так нравится восточная философия, не проще ли почитать само учение о дзен-буддизме? Я читала когда-то такие книги, сутры. Мне это было интересно, но я ничего не запоминала, честно говоря, идеи не доходили до мозгов, а тем более до сердца.
А через художественный вымысел я восприняла это глубже и ярче.
Может, конечно, это - как читать хрестоматийный пересказ произведения. Так проще. Но для меня важны мои мысли, мои действия, важно, что я уяснила суть.
У Пелевина нет никакого учения, это просто искусство, стиль, намеки, дуновения. Но в них есть какой-то «ключ к реальности». Мне очень нравится эта форма «пробуждения»: через литературу.
— А что это значит — пустота всех вещей?
— Говорить об этом сложно.
— А вы попробуйте. Лучше всего на каком-нибудь примере из личного опыта.
Я задумался.
— Ну хорошо, вот недавний случай. Кто-то из моих солдат повесил тряпку сушиться на дерево. Утром я вышел из дома и мне показалось, что это огромная птица, готовая на меня кинуться. Никакой птицы там не было, только тряпка. Но пару мгновений я был уверен, что меня вот-вот клюнет огромный ястреб.
— Очень хорошо, — кивнул монах, — продолжайте…
— Мы, люди, проводим жизнь среди подобных птиц, созданных нашим собственным умом. С рождения до смерти человек занимается тем, что разводит у себя в голове воображаемых ястребов, размышляя, какой клюнет больнее и как ему среди них жить. Мало того, сам человек есть такая же точно птица. Эти фантомы просто мерещатся сознанию — и ответить на вопрос, из чего они сделаны, нельзя, потому что их нет нигде, кроме воображения. Они сделаны из познавательного усилия нашего ума, из переживаний и концепций. Это и называется пустотой.
Из романа «KGBT+»
Не все романы Виктора Пелевина я люблю. Например, «Empire V» и «Ананасовая вода» не зашли. Но этот автор в постоянном плодотворном движении и создает движение вокруг себя.
Например, в прошлом году прошла художественная акция: типа Пелевин лично презентует свой роман. Как известно, никто точно не знает, как сейчас выглядит Пелевин и где он живет. (Последняя достоверная фотография писателя, пишут СМИ, была сделана более 20 лет назад на литературном симпозиуме в Токио).
И тут информация: он сам представляет свою книгу. И… пришёл, отвечал на вопросы публики и журналистов. А на следующий день выяснилось, что на презентации присутствовал его двойник. Это был перформанс, отсылающий к его литературе, где всё - не то, чем кажется.
Мне очень нравится, что он такой артист и что сам умеет трансформироваться. Во многих романах он оказался пророком.
Роман «KGBT+» написан уже после февраля 2022 года, но он попадает в нерв нашего времени.
Бирманец закрыл глаза, вспоминая палийский текст перед тем как перевести его.
— Ты, Бахия, должен практиковать так. В увиденном будет только увиденное. В услышанном — только услышанное. В ощущаемом — только ощущаемое. В осознаваемом — только осознаваемое. Так и тренируйся, и если достигнешь подобного, тебя в этом уже не будет. Когда тебя не будет в этом, тебя не будет нигде — ни здесь, ни там, ни где-либо между. Это, вот именно это, и есть конец страдания…
Монах замолчал, давая мне время погрузиться в смысл древних слов.
— Весьма походит на учение моей секты в том смысле, что ставит ум в тупик, — сказал я.
— Некоторые интерпретируют последнее предложение по-другому. «Тебя не будет ни здесь, ни в трансцендентном, ни где-либо еще…» Но это уже детали. Вы понимаете общий смысл наставления?
Из романа «KGBT+»
Записала Анна Пчелина.
Подписывайтесь на телеграм Кублога .