В последние пару лет в Краснодаре работает несколько площадок, на которых регулярно идут стендап-шоу. Мода или людям нужно больше грубых шуток? Владимир Приходько поговорил с артистами-стендаперами про их бизнес (спойлер - это не бизнес) и про вульгарные «бриллианты», которых ждет публика.
В Краснодаре много мест, где можно выступить или просто посмотреть стендап: Stand Up Kuban, Stand UP Bar Krasnodar, площадка для независимых комиков «Вечерний Урбан» - там идет экспериментальная комедия.
В прошлом году появился Stand Up Club «Маяковский», где открытые микрофоны и участники пробуют разные форматы: дуэль, битва комиков, подкаты (нужно смешно познакомиться с девушкой), шутки из ветра (комик шутит на тему, которую зритель пишет ему на бумаге), пьяный микрофон (комик выпивает рюмку виски после каждой смешной шутки).
Мест достаточно.
«Есть разные тусовки, - говорит Нвер Даниелян, комик-стендапер. - Кто-то предпочитает беззубые тусовки а-ля THT, кто-то шутит на грани и не боится говорить об актуальных событиях - локальных, российских, мировых. Все индивидуально. В целом, в Краснодаре довольно широкая сеть стендаперов. Стабильно хороших комиков, наверное, человек двадцать. Это те, кто хорошо «пуляет».
Но пока стендап в Краснодаре не собирает больших залов.
«Хорошо, если на местный открытый микрофон приходит от тридцати и больше человек, - рассказывает стендапер Олег Гайдук. - Но количество не всегда обозначает качество публики. Бывает, придет тридцать человек в бар просто поесть-выпить, и люди не слушают шутки, болтают, курят кальян, выступающие им - до лампочки. А бывает, придут семь человек, настроенные и заряженные на юмор, слушают, смеются. Так очень приятно выступать.
В «Маяковском» был рекорд в начале января: на дуэль комиков пришло 70 человек. Для краснодарской площадки, которой всего три месяца, это очень хороший показатель».
Стендап - это хобби для краснодарских артистов.
«Комик, который хочет зарабатывать и жить только стендапом в Краснодаре, скорее всего, умрет от голода, - считает Олег Гайдук. - Даже в Москве на доходы от комедии живут единицы артистов. Чтобы существовать исключительно на заработки от стендапа, надо быть медийным комиком с ТВ, вроде Нурлана Сабурова, или известным комиком с ютуба, как Денис Чужой, Артур Чапарян, Идрак Мирзализаде».
«Центр комедии — Москва, - соглашается Кирилл Мозговой. - В Краснодаре мало людей, которые зарабатывают только стендап-выступлениями, в основном здесь все совмещают это с чем-то. Краснодар - больше кузня ремесла, и потом, когда ты уже чему-то научился, ты переезжаешь в Москву и делаешь это своей профессией, если ты там кому-то нужен, конечно».
Относительно хорошие деньги может принести только организация самих мероприятий, считают артисты. Хотя налаженной индустрии стендапа в Краснодаре нет, в том числе потому, что рано или поздно все успешные люди из этой сферы уезжают в Москву или Санкт-Петербург.
«В среднем краснодарские комики если что-то и зарабатывают за выступления, то это копейки. Две-три-пять тысяч рублей, к примеру, - признается Олег Гайдук. - Я не медийный комик, и максимум, сколько заработал стендапом, - восемь тысяч рублей за одно выступление. Но я пока и не делаю ставку на комедию. У меня есть основная работа, как практически у всех комиков, которых я знаю».
«Минимальный ценник – две с половиной - три тысячи рублей за выступление, - соглашается Нвер Даниелян. - Цену назначает, в основном, покупатель».
Артисты имеют самые разные основные профессии.
«Знаю комика - главного бухгалтера, есть айтишники, аниматоры, кто-то совмещает комедию с работой ведущим, - рассказывает Олег Гайдук. - Я раньше работал в СМИ, сейчас дистанционно - редактором в московском рекламном агентстве АМР».
Кирилл Мозговой сообщил, что работает маркетологом. Нвер Даниэлян пишет сценарии и шутки для ведущих свадеб.
«Заработок в этой сфере нестабильный. В среднем, получается около 35-40 тысяч рублей в месяц», - уточнил Нвер Даниэлян.
После просмотра выступлений стендаперов возникает вопрос: низкие шутки «заводят» зрителей больше всего, кому конкретно нужна пошлость?
«Пошлые шутки — это самый короткий и простой путь к смеху, - поясняет Олег Гайдук. - Писать не про «сиськи-письки-пердеж» — это надо мозги напрягать, кругозор широкий иметь. Пошлость очень хорошо «заходит» в барах, особенно, когда в зале много пьяных людей».
«Кому-то, скорее всего, пошлость всегда нужна, - отвечает Кирилл Мозговой. - Пошлость нужна комикам, которым больше нечем рассмешить зал. Что касается зрителя, то, в основном, люди в зале хотят либо бытовой юмор, либо черный».
«Зависит от самой пошлости, - дополняет Нвер Даниелян. - Шутки на сексуальную тематику всегда актуальны. Другое дело, как преподнести.
Можно выйти и сказать «жопа» - и все ржут. Это как раз показатель низкого качества. А можно завернуть максимально вульгарную тему изящно, найти бриллиант. Но пошлость никогда не выйдет из моды».
Накубложил Владимир Приходько.
Подписывайтесь на телеграм Кублога .
Читайте также: