Вампир из «Пустого места»: «Типография* закрылась, и теперь стали мы». Репортаж с фестиваля короткометражного кино

Журналистка Кублога Катя Мухамедова посетила нехорошую квартиру «Пустое место» на Зиповской, 5 и захотела туда вернуться.

Воскресенье, в Краснодаре +4, на улице дождь. На Ставропольской меня встречают стая бродячих собак и попрошайка в инвалидной коляске. Малолюдно сегодня.

Еду на фестиваль короткометражных фильмов в «Пустое место». Ещё в прошлом году там был центр современного искусства «Типография», который по решению Минюста признали иноагентом.

«Пустое место» открылось в середине сентября 2022 года. Руфат Ибрагимов и Елена Рыбалкина – его управляющие партнёры.

Прихожу незадолго до начала сеанса, то есть без десяти два. Вместе со мной заходят две девушки неформальной внешности.

«А где тут гардероб? Что-то ненадёжный он. Надеюсь, у меня не украдут футляр от очков», - хихикая, опасаются они.

Народ потихоньку подтягивается и тусуется в первом зале, выполняющем функцию буфета, маркета, коворкинга и фойе. В основном - молодёжь и парочки, но есть и «взрослые»: седовласый мужчина с длинными волосами и неухоженной бородой, к которому позже присоединилась спутница в бежевом лет 50-ти.

На стенах представлена выставка «Невероятные мечты» двух краснодарских художниц Ирины Абрамовой и Татьяны Бетехтиной. Все озираются по сторонам и оценивающе смотрят на картины.

Вход бесплатный, нас приглашают в зрительный зал: это амфитеатр без кресел - просто широкие ступеньки с седушками.

Начинается показ фильмов. Фестиваль Short Film Days прошёл в декабре-2022 в Москве, а затем лучшие короткометражки отправились в прокат по стране.

Каждый из авторских фильмов посвящён какой-то узкой теме про Россию, часто - неизведанную. В Краснодаре показывали пять фильмов за один день, это был уже повтор программы январских праздников.

Сегодня мы смотрим авторские фильмы: «Люди дела», «Анимация», «Там, где наш дом», «Близкие люди» и «На один день старше».

Человек 15 зрителей несколько зажато располагаются на сидениях (всего 80 посадочных мест). В течение сеанса заходят и новенькие, оставляя грязевой след на ступеньках. Чтобы не испачкать сидения нижнего ряда, все снимают обувь. Носками не пахнет. В зале витает запах попкорна.

Свободных мест много, и зрители кучкуются. Две девочки лежат друг на друге и смотрят на ту Россию, которую нам не часто транслируют на госканалах и в новостях. Кто бы знал, что в Дебёсах (село в Удмуртской области) проводили Всероссийский чемпионат по шахматам.

Показывают непопсовую версию нашего государства, в котором люди по личному почину занимаются сохранением культурной идентичности и национального быта. Да уж, на центральных каналах особо не принято интересоваться теми, кто живёт за пределами европейской части страны. (Допустим, репортажи из Калмыкии появляются редко даже в качестве развлекаловки, сообщаю для тех, кто не смотрит телек. А у калмыков ведь тоже такая идентичность, что нам и не снилось.)

Или в городе Тулуне (Сибирь), оказывается, люди возрождают традиции и бережно сохраняют наследие Тулунского стекольного завода. Этот фильм выложен в сеть. Посмотрите:

Уведомления смартфонов не нарушают тишины в зале – всем интересно, и это чувствуется.

Перерыв, снова рассматриваем выставку в первом зале, бариста делает кофе в буфете, а одна парочка перебралась лежать в мягких креслах в зоне коворкинга.

Подхожу поболтать к менеджеру, который сидит за ноутом рядом с буфетом. Его зовут Денис, ему 28, и он вампир (ну я так решаю, потому что Денис выглядит лет на четырнадцать-пятнадцать).

Он – управляющий менеджер по проектам «Пустого места», работает здесь с открытия, то есть четыре месяца. В «Типографии» он никогда не был – было неинтересно.

«Типография» закрылась, и теперь стали мы. Мы никогда себя с ней не сравнивали – у неё была своя история, а теперь здесь можно творить нам, - рассказал Денис. - Это культурное пространство, у нас есть мини-коворкинг, чтобы прийти поработать, позаниматься, пообщаться с новыми людьми. И есть формат частных мероприятий. Пространство отлично подойдёт для мастер-классов, лекций, перфомансов, вечеринок и конференций».

В общем, по его словам, «Пустое место» существует, чтобы можно было творить.

Все мероприятия проходят бесплатно. Но есть и платные. Например, лекции искусствоведа Марины Тевзадзе.

В «Пустом месте» есть еще третий зал - за стеной зрительного зала с амфитеатром. Попасть туда можно лёгким движением руки, отодвинув стену. Проходим с Денисом туда: ого, здесь можно устраивать и выставку, и вечеринку. Поместится до 300 человек, обещает Денис.

Начинается вторая часть показа - анимационные фильмы. В зале появляется семья с детьми. Все четверо смотрят мультфильмы и жуют сырный попкорн. Дискошар под потолком отражает котов, львов и других представителей семейства кошачьих на экране. Щёлк, хрум, грызь - слышу я, сидя рядом с семейством.

Всеобщий смех в зале вызвал мультик «О нееет!», где различные персонажи то и дело попадают в нелепые ситуации и каждый раз говорят: «О нет!». Актуально.

Обернувшись, я замечаю знакомую. Она пришла на фестиваль со своим молодым человеком.

«Как по мне, все фильмы и мультики, в принципе, интересные, - говорит она. - Когда Коля предложил мне пойти на авторское кино, я думала, что всё кино будет абстрактным, прям арт-хаус по типу «Ааа, где мы?». Но оказалось интересно, прикольно и необычно».

В прошлом году я посетила паблик-ток издания «Такие дела» в «Типографии»*. Тогда мне безумно понравилось это место, и я пожалела, что не ходила туда раньше. Там было всё, чтобы искусство могло жить и развиваться. Только вот сидеть в амфитеатре оказалось совсем неудобно.

Сейчас я не заметила особых визуальных изменений внутри самого пространства, разве что логотип поменяли. Буфет на месте, гардероб тоже, коворкинг-офис не переехал никуда. Художников, наверное, других показывают, не таких, как раньше.

Но все равно хочется чаще бывать в «Пустом месте», чтобы наполнять свою жизнь новыми людьми и впечатлениями. Хотя сидения всё такие же неудобные.

*«Типография» признана иноагентом в 2022 году.

Накубложила Екатерина Мухамедова.

Читайте также: