Фаундер краснодарского фастфуда «Тетка Zапеканка» Николай Мороз, как и обещал, доставил в офис Кублога 40 горячих теток. Дегустация состоялась у барной стойки в оупенспейсе.
В ней приняли участие Борис Мальцев (основатель Клерк.ру и Кублог.ру) и главная редакторка Кублога Анна Пчелина. Говорили о бизнесе, кризисах и романтике.
Николай: У меня нет задачи стать лучшим чебуречником или шаурменщиком. Я, как Борис, хочу зарабатывать деньги.
Анна: Ты читаешь Кублог?
Николай: Пока мне некогда, я встаю в шесть утра, прихожу домой в десять и отрубаюсь.
Анна: Сам работаешь на фудтраке? (Фудтрак «Тетки Zапеканки» стоит в Горпарке рядом с колесом обозрения. Еще один фудтрак предназначен для работы на выездных мероприятиях - ред.)
Николай: Пока да. И хлеб сам с утра делаю. Не хватает еще мощности, чтобы взять людей на работу.
Анна: Коля, вот эта «тетка», которая с травкой, просто замечательная. Здесь орешки, чесночок, зелень и булка. Верно?
Николай: Еще сулугуни, специи. Мне кажется, без орехов было бы скучновато. Булку я пеку больше похожую по вкусу на багет. Вообще концепция тетки - много разной начинки, запечной под сыром. Я вам три вида привез.
Борис: Майонез кладешь?
Николай: Майонеза нет. Соус «Бешамель» на сливочном масле. «Тетка» всегда хрустит, но если ее в коробочку положить и подержать, уже не хрустит. Это меня огорчает.
Борис: Как идет бизнес?
Николай: Бизнес я три года настраивал, ничего не зарабатывал, потому что не было технологии, которая бы позволяла этот продукт не просто готовить, а продавать.
Продавать шаурму есть технология, пиццу - тоже всем известно, как продавать. А вот этот продукт я сам придумывал. И технологию реализации тоже нужно было придумать.
И все это время мы шли к тому, чтобы сделать конкурентный продукт. Я даже разработал свою печь на базе микроволновки. Что мы только ни делали, но долгое время продукт не был конкурентен.
Борис: Почему?
Николай: Он получался не такой вкусный на потоке, не выдерживал конкуренции. Ты на улицу посмотри: там стритфуд, пирожки, чебуреки. Нужно делать вкуснее.
Борис: Я вижу, что ты сильно вложился в брендинг, упаковку. (К вновь подошедшим) Угощайтесь, пожалуйста. Это Коля - он сам разработал этот продукт.
Анна: Говорить плохое об угощении, как вы понимаете, нельзя.
Борис: Да, никакой проблематики. Мы сейчас переосмысливаем Кублог, а то многие обижаются, плачут. Если раньше мы могли потерпеть, когда кто-то обижался, то сейчас Анна не может терпеть.
Анна: Борис тоже изменился: он стал беднее.
Николай: В смысле, стал беднее? Смотри какой офис!
Борис: Поэтому и стал беднее.
Анна: Раньше Борис был романтиком, делал эмоциональные проекты, а сейчас он - прагматик, все считает.
Николай: Слушай, Борис, ты увлекся теткой.
Борис: Очень вкусно.
Всего лишь семь миллионов рублей, потраченных на первый Кублог, научили меня экономить. Не даю Анне развернуться, сам сдерживаюсь, боюсь отвлечься от Клерка, в котором у меня много операционных задач.
Анна: Благодаря Борису, я поняла, что когда выходишь на какой-то уровень в бизнесе, ты отбрасываешь свои желания, творческие приоритеты, это все становится не так важно, нужно держать взятую высоту и двигаться выше. И твоим творчеством становятся продажи.
Борис: Не-не, что значит просто продажи? Это возможности.
Когда я создавал и потом развивал Клерк, у меня просто была возможность не считать. Была такая возможность в те годы. Все проекты, которые я делал, были яркими, крутыми, жили своей жизнью без маркетинга, палку вставляй в нашу кубанскую землю - и вырастает дерево. А сейчас не так.
Опыт Кублога меня научил, что лучше чуть-чуть потерпеть и построить систему, которая позволит существовать твоему творческому проекту долго, а не от одного клиента до другого, когда зарплату платить нечем.
Николай: Ну я понял.
Борис: В 2014 году все упало, началась Украина. До этого был 2008 год, когда иностранный бизнес уходил из России. Эти циклы и повлияли на то, что мы такие все художники, как и Коля, поняли, что деньги-то надо считать. Или закрывать проект.
Надо уметь закрывать проекты так же легко, как ты их открыл. А если по-другому: построить систему, которая позволила бы твоему бизнесу быть самодостаточным и не зависеть от конъюнктуры.
Николай: Ну что, как вам «тетка», продавать можно?
Борис: Можно. И особенно вот эта, которая хрустит.
Анна: Я голосую за ту, что с зеленью. И не важно, хрустит или нет.
Николай: Я на доставку работать не хочу, потому что клиент будет получать то, что вы едите сейчас - нехрустящих теток. А я этого не хочу. Прямо у фудтрака правильный продукт.
Борис: Коль, но ты же должен это решить: чтобы доставка заработала, чтобы все было нормально. Потому что ты же проиграешь рынок.
Николай: Я так не думаю. Я понял одну вещь. Главное в моем бизнесе - это выбор локации. Если ты в правильной локации открываешь свою точку, тебе доставка вообще не нужна. Ты делай классный продукт там, где это востребовано у потребителя, и забудь про доставку. Я не хочу, чтобы мой покупатель ел продукт через полчаса после приготовления.
Анна: Ты не размышлял о смене нейминга? Продукт уже не первый год на рынке, но мне вот долго не хотелось пробовать что-то с названием «тетка», я воспринимаю это как что-то из 90-х. Хотя, когда пробуешь, уже расстаешься с этим предубеждением.
Николай: Я не думал. И не буду думать. Задайся вопросом, что такое бургер, что такое хот-дог.
Анна: Хот-дог - это хорошая фонетика, там не важно, что она означает.
Николай: А теперь смотри, какая хорошая фонетика: «горячая тетка». Молодежь, которая втыкается, придумывает хештеги тетказашлачетко. Ништяк, пошли съедим тетку.
Анна: Николай - ты поэт.
Николай: Люди, которые проходят мимо фудтрака восклицают: «О, горячие тетки!» У них есть повод поговорить, пошутить, поиграть. И просто - не прошли мимо, обратили внимание.
Анна: Вообще, если название войдет в язык, люди перестанут замечать, ты прав. Но чтобы вошло в употребление, нужна большая масса пользователей, которые употребляют это название.
Борис: Кто придумал название?
Николай: Я придумал. Хотя я сам первое время стеснялся говорить, а потом уже на языке привертелось.
Борис:«Z» в логотипе как-то связано с современностью?
Николай: Я не придумал это сейчас, бренд зарегистрирован в 2019 году. Просто у меня нет задачи писать «тетка запеканка»: люди думают, что это какая-то запеканка, а запеканку на улице не едят.
Поэтому у меня изначально было на логотипе: «T» булочка «Z». Как KFC, так и у меня сокращение до TZ. Под этим логотипом я буду открывать свои фирменные точки. Я нашел рынок и зарабатываю деньги. И буду зарабатывать еще больше.
Борис: Какой оборот?
Николай: Ну сейчас оборот такой, который позволяет выйти в операционную прибыль, раздавать аренду, кредиты. Я в прибыли в том смысле, что не плачу из своего кармана деньги. Работаю в ноль.
Анна: А сам зарплату получаешь?
Николай: Еще нет. Ну 15 000 у меня официальная есть зарплата, но я ее не беру.
Борис: За какой период ты вышел в ноль?
Николай: С момента открытия точек реализации в нужных местах. Сейчас я уже подписал договор с «Системой Логистики Краснодар» - это дистрибьютор, который осуществляет доставку продукции в ряд сетей АЗС, базируется в Краснодаре. Они готовы выкупать у меня замороженную продукцию и развозить по всей стране.
Уже начали работать в Краснодарском крае, не могу без их согласования называть сети, в которых продается «тетка». Подписали контракт и с ростовским филиалом, но у меня нет пока автоматизированной линии, на которой я мог бы делать очень большие объемы заказов. Это мой следующий этап.
Пока что моя ближайшая задача - открыть еще одну точку в Горячем Ключе внизу канатки, открыть точку на Красной Поляне (в поселке Газпром в декабре откроется фудхолл - ред.).
И уже когда я буду зарабатывать деньги, я смогу придти в Фонд развития промышленности Краснодарского края, получить целевой займ до ста миллионов под 2% на открытие своей фабрики.
Борис: Сколько людей у тебя работает?
Николай: Сейчас восемь. Повара, администратор, кассиры.
Борис: Маркетинг?
Николай: Сейчас нет возможности этим заниматься. Но мы возьмем смм-специалиста, уже готовы такого человека оплачивать.
Сейчас большую часть работы делаю я сам. И хлеб сам пеку, другие повара еще не научились его как надо делать. И я его постоянно улучшаю, дорабатываю, играю с различными продуктами.
Я не хочу, чтобы мне говорили: «Это у вас хлеб с начинкой, это бутерброд». Я хочу, чтобы потребитель, прикасаясь к моему продукту, понимал, что дома он такой бутерброд не сделает, поэтому должен заплатить за него 180 рублей на улице.
Борис: Но ты не хочешь доставку делать?
Николай: Не хочу. Потому что вот тебе привозят Додо-пиццу. Через 40 минут получается … Ну да, ребята продают ее на доставку, но я не хочу такой бизнес делать. Моя задача - сделать классный свежий продукт.
Борис: Я не понимаю в этом, но я вижу рынок доставки, он большой и постоянно растет. И ты просто так от него отказываешься.
Николай: Сейчас, наверное, так и надо, потому что у меня нет для этого рынка соответствующего продукта. Но у меня есть другой продукт.
Когда я пришел к дистрибьюторам и сотрудники не знали мой продукт, они меня спрашивали, «тетка» - что это, бургер, пицца? Я говорю: а мы не пицца и не бургер. И отправляю им презентацию. И они: классно, давайте еще, мы защищаемся перед руководством, у вас действительно нет конкурентов.
У меня нет конкурентов. Я не предлагаю рынку что-то очередное.
Записала Анна Пчелина.
Подписывайтесь на телеграм Кублога.