Что нам дала "Типография", прежде чем стала иноагентом

В 2022 году краснодарский центр современного искусства «Типография», созданный художниками арт-группы «ЗИП», был признан в РФ иноагентом и вскоре закрылся.

Рецензент Кублога Максим Хижняков по просьбе редакции задался вопросом, в чем значение «Типографии» для краснодарской истории искусства.

Коллаж Крилла Руденко

На фото - работа Юлии Шафоростовой на выставке “Море волнуется раз” в “Типографии”, 2020 год.

Контекст

Краснодарская художественная среда конца нулевых состояла из индивидуальностей, изредка объединявшихся для участия в совместных проектах.

Постепенно уходило в прошлое тесное общение авторов в рамках художественных мастерских.

Число выставочных площадок было весьма ограниченным, оснащение существующих оставляло желать лучшего.

Но это совершенно не значит, что в городе не было интересных художников.

Просто к тому времени часть из них перебралась в другие города, ориентируясь на сотрудничество со столичными галереями.

Оставшиеся же развивались индивидуально, практически вне связи с существующими институциями.

Исторически назревала ситуация, которая должна была изменить правила игры…

Левые идеи

На этом фоне и появилась группировка «ЗИП», названная в честь Краснодарского завода измерительных приборов (ЗИП), где с 2009 года располагалась мастерская молодых художников.

По иронии судьбы, выбор локации оказал определяющее влияние на идеологию и последующий формат нового творческого объединения.

Прежде всего, это выражалось в способности и желании работать вместе, по принципу цехового сообщества, где общая цель преобладала бы над индивидуальными авторским амбициями.

Группировку можно было сравнить со своеобразной коммуной, недаром ее участникам были близки левые идеи.

База

В первый состав вошли Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Степан и Василий Субботины, Константин Чекамарёв (до 2012 года), Денис Серенко, активисты КИСИ (Юлия Капустян, Татьяна Стадничено, Виктор Линский).

Со временем статус участников менялся, параллельно группировка обрастала большим количеством «сочувствующих», а демократичные нормы взаимоотношений внутри группы уже с трудом позволяли отличить «отцов-основателей» от присоединившихся.

Группировка отличалась высокой активностью, налаживая коммуникации с родственными по духу художниками и институциями в России и за ее пределами.

Вскоре единомышленником и покровителем художников стал Николай Мороз, с чьей помощью художники освоили новое пространство - одно из помещений типографии «Советская Кубань».

Позже совладельцем центра современного искусства сделался краснодарский предприниматель и гендиректор интернет-портала Юга.ру Евгений Руденко.

Группировка обзавелась базой, которую так и назвала «Типография».

Достижения "Типографии"

В 2017 году ЦСИ «Типография» стал институцией года по версии московской международной ярмарки современного искусства Cosmoscow.

В 2017 году «Типография» получила годовой грант музея «Гараж».

В 2019 году кураторы выставки и фестиваля «Суперобложка», который прошёл в ЦСИ «Типография» осенью 2018 года. Елена Ищенко и Денис Яковлев, удостоились государственной премии “Инновация” как лучший региональный проект.

В 2017—2020 годах группировка «ЗИП» вошла в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет.

Из-за повышения арендной платы в 2020 году ЦСИ «Типография» покинул пространство «Советской Кубани» и переместится поближе к «истокам», в один из корпусов бывшего Завода Измерительных приборов.

Значение

На финише в составе группы «ЗИП» было три человека: Степан и Василий Субботины и Евгений Римкевич. «Типография» имела несколько менеджеров, главную кураторку Елену Ищенко и ряд патронов.

ЦСИ «Типография» существовала с 2012 года до марта 2022 года.

Это достаточный промежуток времени, чтобы можно было попытаться охарактеризовать их значение в историческом контексте.

1

Художественная среда Краснодара всегда оставалась достаточно консервативной в области средств выражения.

Основным способом создания работ, вне зависимости от содержания, была и остается живопись на холсте.

Использование иных средств считалось маргинальным и существовало достаточно точечно, в поле экспериментальных проектов, таких как нашумевшая коллективная выставка 1994 года «Фасад».

В этом сказывалась некая провинциальность подхода и, может быть, особенности менталитета: потребность проявить мастерство в материальном выражении.

Тем не менее история, связанная с актуальной тематикой, существовала, пусть и на периферийных правах.

Поэтому, нельзя сказать, что группировка «ЗИП» возникла на пустом месте.

Основное отличие и значение созданного ими визуального ряда сказалось в сознательном отказе от акцента на ремесленный характер в искусстве, отказе от превалирования эстетического начала над смысловым (что так или иначе доминировало в работах местных авторов).

«Объекты они мастерили по следам своих социальных активистских практик из найденных микросхем и прочих диковин индустриальных развалин.

Благородный запал изменить жизнь художественными средствами в эстетическом плане рождал анархические почеркушки фломастером, развеску лозунгов, а заводские отходы превращал в причудливых монстров на стенах выставочных залов»,

— пишет художественный критик Ольга Данилкина.

2

Художники, связанные с «Типографией» , никогда не скрывали своих социально-политических позиций, что опять же выделяло их на фоне общей аполитичности городской творческой среды.

Впрочем, это, как правило, не приводило к радикальным высказываниям и жестам, оставаясь контекстом.

3

Группировка отличалась высокой активностью, налаживая коммуникации с родственными по духу художниками, критиками и кураторами в России и за ее пределами.

О них достаточно быстро узнали влиятельные институции, благодаря чему уже в 2013 году группировка «ЗИП» стала победителем премии «Инновация» в номинации «Региональный проект современного искусства», в 2014 году — номинантом Премии Кандинского в номинации «Проект года».

ЦСИ «Типография» стали указывать в путеводителях по Краснодару, благодаря чему наш город вошел в условный рейтинг мест «куда нужно ехать за современным искусством».

4

Оставаясь независимыми, ЗИПы не вступали в противодействие с официальными структурами, были готовы к сотрудничеству, не поступаясь собственными принципами.

Благодаря этому стала возможной разработка каталога арт-объектов для благоустройства города.

В рамках этого проекта на улицах города впервые появились скульптуры, альтернативные принятым в городе канонам монументального стиля: Draped Data Владимира Омутова в Чистяковской роще, «Столпы» Виктора Линского в Вишняковском сквере и «Точка» Михаила Смаглюка в Юбилейном микрорайоне.

5

Группировка не ограничивалась выставочной деятельностью. Обзаведясь базой, художники включились в образовательно-просветительский процесс, что привело к функционированию и развитию целого ряда параллельных проектов: Краснодарский институт современного искусства (КИСИ), галерея Red Gift, детская лаборатория творчества.

6

Творческое мировоззрение группировки достаточно сильно отличало их от коллег по цеху, в том числе в Краснодаре. Имело место и взаимное раздражение, и неприятие.

При этом, надо отдать должное художникам «Типографии»: они не превратились в закрытую секту, по возможности толерантно общаясь с оппонентами и участвуя в художественной жизни города.



В стенах «Типографии» проходили выставки группы Recycle, Владимира Колесникова, Игоря Михайленко, Нальби Бугашева, часть экспозиции фестиваля Photovisa, выставки в Ночь музеев, торги аукциона «Мост».

Подводя итоги

Художникам, сформировавшимся вокруг группировки «ЗИП» и «Типографии», удалось во многом переформатировать художественную жизнь нашего города.

Постепенно окультуривая типографские площади, они добились превращения полуразрушенных залов в современное выставочное пространство.

Выйдя за пределы локальной арт-тусовки, нанесли Краснодар на карту современного искусства.

P.S.

В трактате «Происхождение животных», близкий к обэриутам литератор и философ Семён Друскин писал:

«Небольшая ошибка, небольшая погрешность в равновесии есть признак жизни».

Равновесие есть признак устойчивости системы, устойчивость же ведет к неподвижности.

Движение вперед, зачастую начинается с некой погрешности в системе, возникновения и принятия других правил.

Неслучайно инсталляция, возведенная группировкой «ЗИП» на площади центра современного искусства «Винзавод» в Москве, называлась «Равновесие с небольшой погрешностью».

Размышлял Максим Хижняков.

Читайте также о современном искусстве в Краснодаре: Артур Голяков: Этот подход в России многим кажется смешным

Подписывайтесь на телеграм Кублога.

Типгорафия дала Краснодару Колю Мороза. Это главное, на мой взгляд. :slight_smile:

1 лайк