Артур Голяков: Этот подход в искусстве многим в России кажется смешным

Художник и куратор выставок Артур Голяков рассказал Кублогу, как соосновал с единомышленниками арт-группу Plague и как они строят международную карьеру в интернете, используя комнату на ЗИПе и Почту России.

О группе Plague

Plague (с англ. «чума») - группа авторов, которая: 1) курирует выставки, 2) создает свое искусство.

Основана в Краснодаре в 2018 году молодыми художниками Пашей Безором, Артуром Голяковым, Стасом Лобачевским и Ваней Венмер. Сайт проекта.

С 2020 года группа Plague арендует помещение на бывшем заводе ЗИП в Краснодаре, где открыла одноименное выставочное пространство.

На странице Plague во Вконтакте сообщается: “В своей кураторской и художественной практике они исследуют такие проблемы, как эстетика постграффити, оккультные корни капитализма, нечеловеческая и объектно-ориентированная повестка дня и другие новейшие художественные темы”.

Артур Голяков - родился в 1991 году в Украине, переехал в Краснодар в возрасте 11 лет. Окончил художественно-графический факультет КубГУ. Несколько лет занимался граффити.

С 2018 года - сооснователь кураторского коллектива Plague и выставочного пространства Plague Spaсe.

Зарабатывает в сфере дизайна.

С 2020 года живет в Казани.

Группа Plague работает как коллектив кураторов, группа художников, и у вас есть галерея на ЗИПе. Как все это появилось?

В декабре 2022 года Plague исполнится четыре года. Возникла группа спонтанно.

Я долгое время занимался граффити или тем, что называется стрит-артом (хотя слово это мне не нравится, но не будем уходить в длинный разговор о терминологии).

В общем, c 2005 года я занимался вещами, связанными с уличными практиками под псевдонимом.

Псевдоним сообщите?

Я думаю что нет :slight_smile: , потому что в какой-то период я доставлял много хлопот администрации Краснодара.

Я писал и рисовал свое вымышленное имя на улицах, иногда делал какие-то муралы и холсты, участвовал в первых двух биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в Москве в 2014 и 2016 годах.

Примерно к концу 2014 года я почувствовал неудовлетворенность этой деятельностью и задумался над тем, что я еще могу делать и почему это может быть искусством.

Несколько лет я читал книги по философии, истории и теории искусства, психоанализу, слушал на эти же темы лекции на YouTube и во Вконтакте, общался с представителями российского арт-сообщества, не только в Краснодаре.

Было желание что-то начать делать, но я не мог понять - что.

Со Стасом Лобаческим и Ваней Венмером (у всех нас был граффити-бэкграунд) мы не дружили, но пересекались на мероприятиях. Я заглядывал к Ване на работу в фотолабораторию, у нас случались разговоры про искусство.

В 2018 году мне предложили организовать выставку в помещении бургерной «Стрит-бург» по случаю ее открытия - на улице Северной. Я пригласил поучаствовать в ней Ваню, Стаса и еще Пашу Безора.

Выставку мы провели в один вечер - за несколько недель до открытия заведения, когда физически там еще проходил ремонт. Она называлась «Первая кровь».

Паша Безор - граффитист из Новороссийска?

Тогда - да, потом он уехал в Петербург.

И вот мы собрались и за один вечер придумали и выставку, и нашу группу, и творческий стейтмент - чем будем заниматься.

На выставку «Первая кровь» мы сразу получили большой отклик из разных стран.

При этом в Краснодар никто специально не приезжал?

Да, все смотрели выставку как фотодокументацию в интернете на агрегаторах. Я имею в виду агрегаторы, которые публикуют контент о проектах и выставках современного искусства, проходящих по всему миру.

Тогда нас точно опубликовал Tzvetnik - это такой проводник новейших трендов и тенденций в искусстве. На мой взгляд, он входит в топ-пять агрегаторов публикующих выставки интернете, хоть и создается из России.

(Другие агрегаторы современного искусства - OFluxo, KubaParis, Art Viewer, daily-lazy.com, artmirror.org, www.aqnb.com - ред.)

Какая была реакция на вашу выставку в бургерной?

Нам стали писать коллеги из разных стран. В том числе - художник Мирко Канези из Милана, который курировал маленькое странное пространство в своем городе.

Он предложил нам сделать для этого пространства что-нибудь простое (у него не было никаких особых бюджетов).

Это был бывший табачный киоск на центральной площади Милана, его отдали для показа искусства. В нем весь год идут выставки, круглосуточно. Киоск крохотный, с четырёх сторон - стекла.

Мы отправили свои работы и инструкцию, что нужно купить и распечатать, как собрать нашу выставку. Все получилось. Это была наша третья выставка.

А вторая прошла в феврале 2019 года в пространстве Lick Brick в Краснодаре - на бывшем заводе ЗИП.

На нее уже приехали из Москвы Виталий Беспалов и Наталья Серкова - основатели Tzvetnik.

Мы готовили с ними выставку совместно: Виталий и Наталья привезли работы европейских художников, которые у них были, и получился уже более масштабный проект.

Вы делали его видимым для Краснодара?

Широкую аудиторию мы привлечь не пытались. Мы приглашали знакомых и художников. Выставка была открыта в течение одного-двух дней.

В Краснодаре ее могло посетить 50 - 70 человек. В сети - несколько тысяч.

Какая цель у цель проекта Plague?

Несколько целей. В Краснодаре это было формирование местной среды, включение Краснодара в международный дискурс современного искусства.

А если мыслить более глубоко, то у сейчас у нас нет привязки к месту, наша деятельность связана с логикой сетей, а в сети может отсутствовать территориальный центр.

Изначально мы были кураторской группой, которая делает выставки. Не позиционировали себя как коллектив художников.

В качестве группы художников осознали себя буквально в прошлом 2021 году.

А в чем, собственно, разница?

Как художники мы работали по отдельности. Стейтмент группы первые три года касался только кураторства.

Однако в прошлом году мы начали совместно создавать и работы тоже.

В какой момент появилась галерея?

Через два года после создания группы, в 2020 году. Это была спонтанная идея, хоть мы и думали об этом ранее.

Решили посмотреть, сколько это может стоить, и в итоге арендовали пространство на бывшем заводе ЗИП - около 25 кв м.

Сколько стоит аренда?

Я бы не хотел озвучивать суммы. Говорить о деньгах… В общем, это небольшие деньги.

Злато презренно? Но ваш пример может ведь вдохновить других.

Объединению из нескольких человек арендовать помещение под выставки - вполне подъемно.

Мы позиционируем себя не как традиционная галерея, где есть галерист и покупатели, а как artist-run space - некоммерческое пространство, которое делают сами художники. И они же содержат его на собственные средства, чаще всего без привлечения стороннего финансирования.

Какие у вас расходы помимо аренды и коммуналки?

Практически во всех случаях мы договаривается с художниками, что оплатим отправку работ в одну сторону. То есть они отправляют нам их за свой счет, а возвращаем мы за свой.

Отправляем обычной Почтой России. Доходят посылки по-разному, со сроками все странно: иногда отправление две недели в Европу идет, иногда два месяца. Одна посылка (из Германии) вернулась.

Всегда есть расходы на монтаж. В авторских инструкциях часто есть пункты: написать или нарисовать что-нибудь на стене, найти или купить какие-то предметы. Мы покрываем стоимость этих предметов.

Наверное, через каждые две выставки мы перекрашиваем пол в помещении. И иногда перекрашиваем стены.

Без аренды и ремонта одна выставка стоит от 5 до 20 тысяч рублей.

Зачем перекрашиваете пол?

Иногда легче покрасить, чем помыть - чтобы пол выглядел так, как нам нужно: как будто это какой-то рендер (компьютерная визуализация - ред.).

Нам хочется максимально соблюдать выработанные нами правила - чтобы ничего не отвлекало взгляд от концепта.

Пол может быть только специально грязным, например, облит какой-то жидкостью или краской.

Выставка - это цельное пространство, которое на 100% про искусство. Если у нас пятно на полу, значит, оно должно быть в этом месте.

Сколько в галерее прошло выставок?

В декабре будет два года ее существования. В первый год мы провели двенадцать выставок. В этом году - пять.

Сразу после февраля у нас изменилось расписание, в апреле должна была состояться выставка трех украинских художниц, которая, естественно, отменилась. Потом отменилась выставка-обмен с галереей из Риги.

Ну в общем, полетели все планы. Плюс в этом году вообще все так резко меняется. У нас возникали дыры в расписании.

Каждую выставку вы снимаете на фото и видео и размещаете в сети?

Да. Одного ресурса, где можно посмотреть все, наверное, нет. Но агрегаторов, которые размещали наши выставки, около десяти.

Каких авторов вы показываете?

Первый год это были иностранные художники, которые так же, как и мы, являлись создателями каких-то коллективов или пространств.

В этом году большая часть приглашенных авторов - из России.






Выставка «Полынь» Зухры Салаховой. Фото Plague.

Изначально мы не ориентировались на российскую сцену и задумались о ней, только когда у нас появилось много фанатов моложе нас, и когда такое искусство, которое мы показываем, стало в России более понятно.

Художники и кураторы, которые нас немного или сильно старше, первое время не очень дружелюбно относились к тому искусству, которое мы продвигаем и делаем сами.

Нам хотелось сформировать в Краснодаре комьюнити, связанное с чем-то новым.

Кто приходит к вам на выставки в Краснодаре?

Раньше мы делали рассылку по людям, которые связаны с искусством, в ту же «Типографию» (центр современного искусства «Типография» признан в России иностранным агентом - ред.). Еще рассылали пресс-релизы в СМИ.

Но в этом году перестали все это делать, ушли в более камерный формат работы. Кто следит за нашим акаунтом (в запрещенной в России соцсети), знают о выставках. У нас больше 2 тысяч подписчиков, правда, большая часть из них - зарубежные пользователи.

В Краснодаре на открытие самое большее приходило около 150 человек. Открытие у нас обычно проходит с 19.00 до 22.00.

Как попасть в Plague space?

В него можно попасть в дни открытия выставок и два дня в неделю по предварительной записи.

Сейчас, правда, с регулярностью работы небольшие сложности из-за последних политических событий. Режим работы сбился.

Большая часть нашей команды не находится в Краснодаре. Последнее время мы пытаемся понять, как лучше выстроить нашу деятельность.

Но помещение по-прежнему за вами?

Мы его держим и продолжаем работать над выставками. Надеюсь, все будет хорошо.

В конце октября открыли выставку Майкла Бассела - художника из Балтимора, но она была доступна для посещения только в день открытия.

Регулярные дни посещения мы отменили, теперь стараемся просто раз в две недели собирать по записи посетителей в одно время

Как развивается ваша карьера художников?

За счет того, что пространство Plague Spaсe стало в этом году занимать меньше времени, у нас получается активнее работать в качестве художников.

До этого мы постоянно делали выставки как группа кураторов. И нас часто приглашали в разные проекты зарубежом. На сольную карьеру редко оставалось время.

Все участники группы Plague имеют основную работу?

Да. Но сейчас два участника без работы.

Ваша модель карьеры сообщает о том, что художник стал более независимым от институций на территориях, где он проживает. Главное - фотофиксация и соцсети.

Да, в первый год мы много работали с иностранными художниками и увидели, что это уже общепринятый на Западе подход.

Например, одним из художников, которого мы показывали в 2020 году, был Филип Хинга.

Он приехал покорять Нью-Йорк из глубинки, хотел делать выставки. Но у него не было денег. Он снимал комнату, и там у него был кошачий домик.

И тогда Филипп стал делать выставки разных авторов в этом домике, назвал его Catbox Contemporary.

За пять лет его проект развился так, что Филип представил его как настоящую галерею на различных крупных выставках. У него расписание выставок составлено на год вперед.

Этот подход в России многим кажется смешным.

Но смысл в том, что этот куратор работает с кошачьим домиком так, как работают с лучшими пространствами профессиональные галеристы. Это дело всей его жизни.

Он приглашает авторов со всего мира, документирует выставки, оплачивает доставку работ, ведет соцсети и сайт.

Его кошачий домик - целая институция. Главное - подход: что это не просто хобби и развлечение, а важная часть работы в искусстве.

Накубложила Анна Пчелина.
Подписывайтесь на телеграм Кублога .

Старый знакомый? )

Борис, ты знаком с Артуром?

Нет

Если обо мне, то я была, кажется, на двух выставках в Plague.

На одной “дежурил” Стас Лобаческий. На фото он справа (а слева - искусствовед Кирилл Светляков)

Это была как раз выставка Филиппа Хинга из Нью-Йорка.

В центре стоял кошачий домик.