Художник и куратор выставок Артур Голяков рассказал Кублогу, как соосновал с единомышленниками арт-группу Plague и как они строят международную карьеру в интернете, используя комнату на ЗИПе и Почту России.
О группе Plague
Plague (с англ. «чума») - группа авторов, которая: 1) курирует выставки, 2) создает свое искусство.
Основана в Краснодаре в 2018 году молодыми художниками Пашей Безором, Артуром Голяковым, Стасом Лобачевским и Ваней Венмер. Сайт проекта.
С 2020 года группа Plague арендует помещение на бывшем заводе ЗИП в Краснодаре, где открыла одноименное выставочное пространство.
На странице Plague во Вконтакте сообщается: “В своей кураторской и художественной практике они исследуют такие проблемы, как эстетика постграффити, оккультные корни капитализма, нечеловеческая и объектно-ориентированная повестка дня и другие новейшие художественные темы”.
Артур Голяков - родился в 1991 году в Украине, переехал в Краснодар в возрасте 11 лет. Окончил художественно-графический факультет КубГУ. Несколько лет занимался граффити.
С 2018 года - сооснователь кураторского коллектива Plague и выставочного пространства Plague Spaсe.
Зарабатывает в сфере дизайна.
С 2020 года живет в Казани.
Группа Plague работает как коллектив кураторов, группа художников, и у вас есть галерея на ЗИПе. Как все это появилось?
В декабре 2022 года Plague исполнится четыре года. Возникла группа спонтанно.
Я долгое время занимался граффити или тем, что называется стрит-артом (хотя слово это мне не нравится, но не будем уходить в длинный разговор о терминологии).
В общем, c 2005 года я занимался вещами, связанными с уличными практиками под псевдонимом.
Псевдоним сообщите?
Я думаю что нет , потому что в какой-то период я доставлял много хлопот администрации Краснодара.
Я писал и рисовал свое вымышленное имя на улицах, иногда делал какие-то муралы и холсты, участвовал в первых двух биеннале уличного искусства «Артмоссфера» в Москве в 2014 и 2016 годах.
Примерно к концу 2014 года я почувствовал неудовлетворенность этой деятельностью и задумался над тем, что я еще могу делать и почему это может быть искусством.
Несколько лет я читал книги по философии, истории и теории искусства, психоанализу, слушал на эти же темы лекции на YouTube и во Вконтакте, общался с представителями российского арт-сообщества, не только в Краснодаре.
Было желание что-то начать делать, но я не мог понять - что.
Со Стасом Лобаческим и Ваней Венмером (у всех нас был граффити-бэкграунд) мы не дружили, но пересекались на мероприятиях. Я заглядывал к Ване на работу в фотолабораторию, у нас случались разговоры про искусство.
В 2018 году мне предложили организовать выставку в помещении бургерной «Стрит-бург» по случаю ее открытия - на улице Северной. Я пригласил поучаствовать в ней Ваню, Стаса и еще Пашу Безора.
Выставку мы провели в один вечер - за несколько недель до открытия заведения, когда физически там еще проходил ремонт. Она называлась «Первая кровь».
Паша Безор - граффитист из Новороссийска?
Тогда - да, потом он уехал в Петербург.
И вот мы собрались и за один вечер придумали и выставку, и нашу группу, и творческий стейтмент - чем будем заниматься.
На выставку «Первая кровь» мы сразу получили большой отклик из разных стран.
При этом в Краснодар никто специально не приезжал?
Да, все смотрели выставку как фотодокументацию в интернете на агрегаторах. Я имею в виду агрегаторы, которые публикуют контент о проектах и выставках современного искусства, проходящих по всему миру.
Тогда нас точно опубликовал Tzvetnik - это такой проводник новейших трендов и тенденций в искусстве. На мой взгляд, он входит в топ-пять агрегаторов публикующих выставки интернете, хоть и создается из России.
(Другие агрегаторы современного искусства - OFluxo, KubaParis, Art Viewer, daily-lazy.com, artmirror.org, www.aqnb.com - ред.)
Какая была реакция на вашу выставку в бургерной?
Нам стали писать коллеги из разных стран. В том числе - художник Мирко Канези из Милана, который курировал маленькое странное пространство в своем городе.
Он предложил нам сделать для этого пространства что-нибудь простое (у него не было никаких особых бюджетов).
Это был бывший табачный киоск на центральной площади Милана, его отдали для показа искусства. В нем весь год идут выставки, круглосуточно. Киоск крохотный, с четырёх сторон - стекла.
Мы отправили свои работы и инструкцию, что нужно купить и распечатать, как собрать нашу выставку. Все получилось. Это была наша третья выставка.
А вторая прошла в феврале 2019 года в пространстве Lick Brick в Краснодаре - на бывшем заводе ЗИП.
На нее уже приехали из Москвы Виталий Беспалов и Наталья Серкова - основатели Tzvetnik.
Мы готовили с ними выставку совместно: Виталий и Наталья привезли работы европейских художников, которые у них были, и получился уже более масштабный проект.
Вы делали его видимым для Краснодара?
Широкую аудиторию мы привлечь не пытались. Мы приглашали знакомых и художников. Выставка была открыта в течение одного-двух дней.
В Краснодаре ее могло посетить 50 - 70 человек. В сети - несколько тысяч.
Какая цель у цель проекта Plague?
Несколько целей. В Краснодаре это было формирование местной среды, включение Краснодара в международный дискурс современного искусства.
А если мыслить более глубоко, то у сейчас у нас нет привязки к месту, наша деятельность связана с логикой сетей, а в сети может отсутствовать территориальный центр.
Изначально мы были кураторской группой, которая делает выставки. Не позиционировали себя как коллектив художников.
В качестве группы художников осознали себя буквально в прошлом 2021 году.
А в чем, собственно, разница?
Как художники мы работали по отдельности. Стейтмент группы первые три года касался только кураторства.
Однако в прошлом году мы начали совместно создавать и работы тоже.
В какой момент появилась галерея?
Через два года после создания группы, в 2020 году. Это была спонтанная идея, хоть мы и думали об этом ранее.
Решили посмотреть, сколько это может стоить, и в итоге арендовали пространство на бывшем заводе ЗИП - около 25 кв м.
Сколько стоит аренда?
Я бы не хотел озвучивать суммы. Говорить о деньгах… В общем, это небольшие деньги.
Злато презренно? Но ваш пример может ведь вдохновить других.
Объединению из нескольких человек арендовать помещение под выставки - вполне подъемно.
Мы позиционируем себя не как традиционная галерея, где есть галерист и покупатели, а как artist-run space - некоммерческое пространство, которое делают сами художники. И они же содержат его на собственные средства, чаще всего без привлечения стороннего финансирования.
Какие у вас расходы помимо аренды и коммуналки?
Практически во всех случаях мы договаривается с художниками, что оплатим отправку работ в одну сторону. То есть они отправляют нам их за свой счет, а возвращаем мы за свой.
Отправляем обычной Почтой России. Доходят посылки по-разному, со сроками все странно: иногда отправление две недели в Европу идет, иногда два месяца. Одна посылка (из Германии) вернулась.
Всегда есть расходы на монтаж. В авторских инструкциях часто есть пункты: написать или нарисовать что-нибудь на стене, найти или купить какие-то предметы. Мы покрываем стоимость этих предметов.
Наверное, через каждые две выставки мы перекрашиваем пол в помещении. И иногда перекрашиваем стены.
Без аренды и ремонта одна выставка стоит от 5 до 20 тысяч рублей.
Зачем перекрашиваете пол?
Иногда легче покрасить, чем помыть - чтобы пол выглядел так, как нам нужно: как будто это какой-то рендер (компьютерная визуализация - ред.).
Нам хочется максимально соблюдать выработанные нами правила - чтобы ничего не отвлекало взгляд от концепта.
Пол может быть только специально грязным, например, облит какой-то жидкостью или краской.
Выставка - это цельное пространство, которое на 100% про искусство. Если у нас пятно на полу, значит, оно должно быть в этом месте.
Сколько в галерее прошло выставок?
В декабре будет два года ее существования. В первый год мы провели двенадцать выставок. В этом году - пять.
Сразу после февраля у нас изменилось расписание, в апреле должна была состояться выставка трех украинских художниц, которая, естественно, отменилась. Потом отменилась выставка-обмен с галереей из Риги.
Ну в общем, полетели все планы. Плюс в этом году вообще все так резко меняется. У нас возникали дыры в расписании.
Каждую выставку вы снимаете на фото и видео и размещаете в сети?
Да. Одного ресурса, где можно посмотреть все, наверное, нет. Но агрегаторов, которые размещали наши выставки, около десяти.
Каких авторов вы показываете?
Первый год это были иностранные художники, которые так же, как и мы, являлись создателями каких-то коллективов или пространств.
В этом году большая часть приглашенных авторов - из России.
Выставка «Полынь» Зухры Салаховой. Фото Plague.
Изначально мы не ориентировались на российскую сцену и задумались о ней, только когда у нас появилось много фанатов моложе нас, и когда такое искусство, которое мы показываем, стало в России более понятно.
Художники и кураторы, которые нас немного или сильно старше, первое время не очень дружелюбно относились к тому искусству, которое мы продвигаем и делаем сами.
Нам хотелось сформировать в Краснодаре комьюнити, связанное с чем-то новым.
Кто приходит к вам на выставки в Краснодаре?
Раньше мы делали рассылку по людям, которые связаны с искусством, в ту же «Типографию» (центр современного искусства «Типография» признан в России иностранным агентом - ред.). Еще рассылали пресс-релизы в СМИ.
Но в этом году перестали все это делать, ушли в более камерный формат работы. Кто следит за нашим акаунтом (в запрещенной в России соцсети), знают о выставках. У нас больше 2 тысяч подписчиков, правда, большая часть из них - зарубежные пользователи.
В Краснодаре на открытие самое большее приходило около 150 человек. Открытие у нас обычно проходит с 19.00 до 22.00.
Как попасть в Plague space?
В него можно попасть в дни открытия выставок и два дня в неделю по предварительной записи.
Сейчас, правда, с регулярностью работы небольшие сложности из-за последних политических событий. Режим работы сбился.
Большая часть нашей команды не находится в Краснодаре. Последнее время мы пытаемся понять, как лучше выстроить нашу деятельность.
Но помещение по-прежнему за вами?
Мы его держим и продолжаем работать над выставками. Надеюсь, все будет хорошо.
В конце октября открыли выставку Майкла Бассела - художника из Балтимора, но она была доступна для посещения только в день открытия.
Регулярные дни посещения мы отменили, теперь стараемся просто раз в две недели собирать по записи посетителей в одно время
Как развивается ваша карьера художников?
За счет того, что пространство Plague Spaсe стало в этом году занимать меньше времени, у нас получается активнее работать в качестве художников.
До этого мы постоянно делали выставки как группа кураторов. И нас часто приглашали в разные проекты зарубежом. На сольную карьеру редко оставалось время.
Все участники группы Plague имеют основную работу?
Да. Но сейчас два участника без работы.
Ваша модель карьеры сообщает о том, что художник стал более независимым от институций на территориях, где он проживает. Главное - фотофиксация и соцсети.
Да, в первый год мы много работали с иностранными художниками и увидели, что это уже общепринятый на Западе подход.
Например, одним из художников, которого мы показывали в 2020 году, был Филип Хинга.
Он приехал покорять Нью-Йорк из глубинки, хотел делать выставки. Но у него не было денег. Он снимал комнату, и там у него был кошачий домик.
И тогда Филипп стал делать выставки разных авторов в этом домике, назвал его Catbox Contemporary.
За пять лет его проект развился так, что Филип представил его как настоящую галерею на различных крупных выставках. У него расписание выставок составлено на год вперед.
Этот подход в России многим кажется смешным.
Но смысл в том, что этот куратор работает с кошачьим домиком так, как работают с лучшими пространствами профессиональные галеристы. Это дело всей его жизни.
Он приглашает авторов со всего мира, документирует выставки, оплачивает доставку работ, ведет соцсети и сайт.
Его кошачий домик - целая институция. Главное - подход: что это не просто хобби и развлечение, а важная часть работы в искусстве.
Накубложила Анна Пчелина.
Подписывайтесь на телеграм Кублога .